Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие глубоководной роботизированной техники. История вопроса

Технические науки
06.04.2016
3439
Поделиться
Библиографическое описание
Заслонов, В. В. Развитие глубоководной роботизированной техники. История вопроса / В. В. Заслонов, Н. А. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27877/.


Ключевые слова:беспилотные надводные аппараты (БНА), беспилотные подводные аппараты (БПА), дистанционно управляемые аппараты, телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА).

Беспилотные системы с каждым годом всё активнее «завоёвывают» пространство в воздухе, на поверхности земли и воды, под водой и в космосе. Причинами быстрого развития и широкого применения беспилотной роботизированной техники можно назвать следующие факторы.

Во-первых, при выполнении любой задачи c помощью беспилотных систем полностью обеспечивается такое важное требование как безопасность жизни человека — ему просто нет необходимости присутствовать лично в зонах повышенной опасности.

Во-вторых, так как нет необходимости организовывать рабочее место для человека, уменьшаются габаритные размеры аппарата и его энергозатраты, что позволяет максимально миниатюризировать все беспилотные системы.

В-третьих, благодаря небольшим размерам, беспилотные системы можно изготавливать, практически, в любой лаборатории, мастерской, в университетах и т. д., то есть, не нужно строить большие специализированные заводы.

В-четвёртых, опять же благодаря небольшим размерам беспилотников, очень легко совершенствовать их конструкцию, устанавливать дополнительно многочисленные датчики и рабочие системы в зависимости от конкретной задачи.

В-пятых, появляется возможность использовать технологию «стаи», когда десятки, сотни и даже тысячи маленьких аппаратов совместно выполняют единую задачу. Это намного эффективнее, быстрее и дешевле, чем использование для тех же целей одного большого дорогостоящего аппарата.

Все эти факторы являются несомненными плюсами беспилотных систем. Разумеется, есть у них и минусы. В данной главе будут рассмотрены достоинства и недостатки беспилотных надводных (БНА) и подводных аппаратов (БПА) и их применение на разных «отрезках» истории.

К недостаткам БНА можно отнести ограничения по радиусу действия и времени плавания, по полезной нагрузке и погодным условиям.

Достоинствами БНА являются сверхманевренность, точность определения местоположения с помощью GPS, возможность работы в автономном и управляемом режиме, возможность работы в режиме «стая».

Сферы применения БНА и БПА постоянно расширяются по мере появления новых технологий, которые раскрывают возможности этих небольших аппаратов. Например, если еще пять лет назад наземные роботизированные комплексы коалиционных сил в Ираке и Афганистане позволили обнаружить 11 тыс. самодельных взрывных устройств (СБУ), морские автономные аппараты регулярно обеспечивали безопасность портов и военно-морских баз (ВМБ), а суммарный годовой налет БЛА, выполнявших боевые задачи, составлял более 400 тыс. ч., то в настоящее время эти показатели существенно увеличились и тенденция их дальнейшего роста сохраняется.

В военно-морских силах необитаемые морские аппараты стали применяться сразу после Второй мировой войны. В 1946 году во время операции на атолле Бикини дистанционно управляемые катера ВМС США осуществляли сбор проб воды после проведения ядерных испытаний.

В конце 1960-х годов на катера, оснащенные восьмицилиндровым двигателем, устанавливалась аппаратура дистанционного управления для траления мин. Часть таких средств была приписана к 113-й дивизии минных тральщиков, базировавшейся в порту НхаБе в районе Южного Сайгона.

В 1970-х руководителем одной из лабораторий в Масачусетском Университете Робертом Баллардом была организована экспедиция, целью которой было обнаружение «Титаника», затонувшего в 20-х годах этого же века. Разрабатываемые в этот период аппараты «Элвин» могли погружаться на глубину до 2000 м, поэтому Баллард принял активное участие в разработке и финансировании аппаратов «Ясон» и «Арго». «Арго» был оснащен акустическими системами и видеокамерами. 24 августа 1985 года в области поисков начали работать аппараты «Ясон» и «Арго». 1 сентября в объектив видеокамер, установленных на «Арго» попал котёл «Титаника».

В начале 1997 года дистанционно управляемый аппарат RMOP (Remote Minehunting Operational Prototype) использовался в 12-дневных учениях по противоминной обороне в Персидском заливе. В 2003 году во время операции «Свобода Ираку» для решения различных задач применялись уже необитаемые подводные аппараты, а позднее в рамках программы министерство обороны США по демонстрации технических возможностей перспективных образцов вооружения и военной техники в том же Персидском заливе проводились эксперименты по применению дистанционно управляемого катера «Спартан» с крейсера «Геттисберг» для ведения разведки.

Для решения всех этих задач могут быть задействованы разнообразные типы дистанционно управляемых, полуавтономных или автономных надводных аппаратов. Помимо степени автономности и иных факторов в ВМС США используется классификация по размерам и особенностям применения, позволяющая систематизировать все разрабатываемые средства по четырем классам:

  1. X-Class — представляет собой небольшой (до 3 м) необитаемый морской аппарат, способный вести разведку для обеспечения действий корабельной группировки;
  2. Harbor Class — аппараты такого класса разрабатываются на базе стандартной 7-м надувной лодки с жестким каркасом. Они предназначены для выполнения задач обеспечения безопасности на море и ведения разведки. Кроме того, они могут оснащаться различными средствами летального и нелетального воздействия. Максимальная скорость хода превышает 35 узлов, а автономность — 12 часов;
  3. Snorkeler Class — это полупогружной аппарат длиной 7 м, предназначенный для ведения противоминной борьбы, противолодочных операций, а также для обеспечения действий ССО ВМС. Скорость аппарата достигает 15 узлов, автономность 24 часа;
  4. Fleet Class — это 11-метровый аппарат на базе катера с жестким корпусом, разработанный для противоминной борьбы и противолодочной обороны, а также для участия в морских операциях. Максимальная скорость хода аппарата около 35 узлов, автономность 48 часов.

Сама необходимость разработки и принятия на вооружение морских необитаемых аппаратов для ВМС США определена рядом официальных документов. Это «Морская мощь 21» (Sea Power 21,2002), «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США» (Quadrennial Defense Review, 2010), «Национальная стратегия морской безопасности» (National Strategy for Maritime Security, 2005), «Национальная военная стратегия» (National Defense Strategyof the UnitedStates, 2010) и др. Подобных перспективных актов в рамках нашей страны не принималось, что является «минусом» в развитии во многих направлениях, как в гражданских, так и в военных. [2, 3]

В России с самого первого применения в 1953 году, до настоящего времени сменилось несколько поколений ТНПА (телеуправляемый необитаемый подводный аппарат). Первые аппараты этого типа использовались лишь как средства наблюдения за действиями водолазов, исследования затонувших объектов и т. д. Дальнейшее развитие позволило оснастить ТНПА манипуляторами различного назначения, средствами подводной навигации и обработки информации.

В 1968 г. Институтом океанологии Академии наук СССР был создан ТНПА «Манта», применявшийся в морских экспедициях. В 1972 г. были проведены испытания подводного телеуправляемого аппарата «Краб, предназначенного для исследования микрорельефа дна [4].

В 1973 г. прошли испытания макета первого советского АНПА (автономный необитаемый подводный аппарат) «Скат». В 1976 г. усовершенствованный АНПА «Скат-гео» применялся для исследования дна Белого моря. В это же время в распоряжении ВМФ СССР появился телеуправляемый комплекс А-1–40 с глубиной погружения до 1500 м.

В 1976–1980 годах были созданы АНПА Л-1 (глубина погружения 2000 м) и Л-2 (глубина погружения 6000 м). С помощью этих аппаратов проводилось обследование района затонувшей атомной подводной лодки (АПЛ) «К-8» в Северной Атлантике, поиск и обследование затонувшей АПЛ в Саргассовом море, обследование района гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море [5].

В конце 80-х годов 20-го века Институтом проблем морских технологий (ИПМТ ДВО РАН) была разработана серия АНПА широкого назначения, первым их которых стал многопроцессорный «МТ-88». На его основе по заказу НПО “Дальморгеология” был разработан аппарат МТ-ГЕО и ряд других АНПА. Там же был создан «Тифлонус» — АНПА повышенной автономности с радиусом удаления от базы более 100 метров. В течение 1988–1992 годов с помощью этого аппарата проводились гравиметрические и гидроакустические измерения в Японском море.

В 1992–1994 годах ИПМТ ДВО РАН совместно с фирмой Hibbard Marine (США) был создан малогабаритный автономно-привязной аппарат TSL (Tunnel Sea Lion), предназначенный в основном для инспекции водозаполненных тоннелей. В дальнейшем аппарат был модифицирован для проведения испытаний новых систем и отработки методов управления.

С 1994 года под руководством заместителя директора Института океанология Льва Утякова разрабатывались малогабаритные телеуправляемые подводные аппараты, получившие название «ГНОМ» и предназначенные для выполнения подводных поисково-осмотровых работ. ТНПА «ГНОМ» эксплуатируются службами МЧС РФ, Генпрокуратуры РФ, Росэнергоатома, крупными нефтяными и газовыми компаниями, водолазами и дайверами. В 1995–1998 годах были проведены испытания глубоководного АНПА «CR-01», созданного совместно с Шэньянским институтом автоматики (КНР), и «ОКРО-6000», разработанного совместно с машиностроительной корпорацией DAEWOO (Республика Корея).

В 1998 г. малогабаритные ТНПА с кабельной связью «МАКС» использовались для проведения аварийно-спасательных и научно-исследовательских работ. В том же году прошел испытания макет солнечного автономного необитаемого подводного аппарата (САНПА), разработанного ИПМТ совместно с Нью-Хемпширским институтом автономных подводных систем (США). Время работы САНПА в автономном режиме могло достигать нескольких месяцев.

Инженерным центром «Глубина» были разработаны и изготовлены осмотровые телеуправляемые необитаемые подводные аппараты «Калан-500» (глубина погружения до 500 м) и «Белек» (глубина погружения до 100 м).

В 2007 г. АНПА «Клавесин-1Р» использовался при работе в сложных климатических условиях на Северном Ледовитом океане и помог добыть доказательства принадлежности арктического шельфа Российской Федерации. Сейчас этот подводный аппарат принят на вооружение министерством обороны страны.

В 2010 г.на вооружение МЧС России поступил малогабаритный многофункциональный АНПА «Пилигрим», способный вести аудио- и видеосъемку на глубине до 3 000 метров в течение 20 часов при волнении моря до трёх баллов.

В 2010 году были проведены испытания АНПА «Обзор-600", созданного российской компанией «Тетис-ПРО». Аппарат способен развивать скорость до 3,5 узлов и может обнаруживать подводные объекты на расстоянии до 100 м. Принят на вооружение Спасательными силами Черноморского флота России для разведки морского дна [6].

В ГНЦ «Южморгеология» разработаны малогабаритные многофункциональные ТНПА RT-1000 PLI и РТМ500, а также телеуправляемый подводный аппарат РТ 6000М (глубина погружения до 6000 м). Аппараты предназначены для геологоразведочных работ, осмотра объектов, различных измерений и глубоководных исследований.

Большой вклад в разработку, изготовление и внедрение технологий и оборудования для научно-исследовательских работ в Мировом океане внесло Опытно-Конструкторское бюро Океанологической техники Российской академии наук. В частности, в ОКБ ОТ РАН были созданы: автономные исследовательские донные и буйковые станции «Флора», «СДС-М», «Мембрана», «АДСС-1», буксируемые и зондирующие гидрофизические системы «Гидра», «Аист», «Профиль», «Нырок», гидроакустические системы донной навигации «ГАНС», буксируемые гидроакустические и фототелевизионные комплексы «Локсодромия», «Звук» и другая уникальная океанологическая техника. В 2006 г. в рамках Российско-Индийской программы ILTP ОКБ ОТ РАН был изготовлен многоцелевой ТНПА ROSUB 6000 (глубина погружения до 6000 м).

В 2015 г. Самарским государственным техническим университетом был разработан автономный глайдер «Мако-2" для океанографических исследований, перемещающийся в толще воды за счет сил гравитации и сил плавучести. Такой способ движения позволяет достичь высоких показателей бесшумности и автономности плавания, которая может составлять несколько месяцев.

Объединенная судостроительная корпорация представила автономный аппарат «Юнона». Аппарат предназначен для спасательных операций, а также проведение работ на арктическом шельфе, что является одной из приоритетных задач России XXI века.

Существование беспилотной техники стало возможно благодаря ряду технических решений, связанных с развитием систем автоматизированного управления, навигации и т. д. Ключевыми технологиями, позволяющими компенсировать отсутствие оператора в кабине стали технологии создания микропроцессорной техники и перспективных коммуникационных средств. Оба типа технологий пришли из гражданской сферы — компьютерной индустрии, позволившей использовать для этих аппаратов современные микропроцессоры, системы радиосвязи и передачи данных, а также специальные способы сжатия и защиты информации. Обладание такими технологиями — залог успеха в обеспечении необходимой степени автономности робототехнических средств и автономных морских аппаратов.

Для решения возникающих проблем используются самые современные технологии создания:

 трансгенных биополимеров, применяемых при разработке ультралегких, сверхпрочных материалов с улучшенными характеристиками малозаметности для корпусов БПА и других робототехнических средств;

 углеродных нанотрубок, используемых в электронных системах; кроме того, из наночастиц электропроводных полимеров могут создаваться покрытия с функциями динамического камуфляжа для робототехнических и других средств вооруженной борьбы;

 микроэлектромеханических систем, объединяющих в себе микроэлектронные и микромеханические элементы;

 водородных двигателей, позволяющих увеличить продолжительность работы роботехнических средств;

 «умных материалов», изменяющих свою форму (или физические свойства в соответствии с конкретными условиями применения) под влиянием внешних управляющих воздействий;

 магнитных наночастиц, способных обеспечить скачок в разработке устройств хранения информации; за счет использования специальных наночастиц размером 10–20 нм может быть достигнута плотность записи информации до 400 Гбит/см2. [1]

Несмотря на высокую затратность и технические риски многих проектов и исследований, военное руководство ведущих мировых держав проводит целенаправленную политику в области разработки перспективных роботизированных и беспилотных средств вооруженной борьбы, рассчитывая не только сохранить личный состав, сделать проведение всех боевых и обеспечивающих задач более безопасным, но и в перспективе разработать инновационные и эффективные средства для обеспечения национальной безопасности, борьбы с терроризмом и иррегулярными угрозами, а также для эффективного проведения современных и будущих операций.

Исходя из анализа ежегодного роста мирового спроса на энергоресурсы, необходимости изучения Мирового океана, ведения поисковых, аварийно-спасательных и научно-исследовательских работ, а также обеспечения безопасности морских государственных границ, можно сделать вывод о несомненной востребованности надводных и подводных беспилотных аппаратов, их дальнейшего развития и всё более широкого внедрения в эксплуатацию.

Литература:

  1. А. Г. Яковлев, Д. Е. Баранов, М. Д. Шишкин, УДК 620.22 «О Современном состоянии и тенденциях применения новых материалов и технологий в конструкциях беспилотных летательных апаратов»; Вектор науки ТГУ. 2014. № 1.
  2. государственный акт США «Морская мощь 21» (Sea Power 21,2002).
  3. государственный акт США «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США» (Quadrennial Defense Review, 2010).
  4. Л.Бочаров, «Необитаемые подводные аппараты: состояние и общие тенденции развития», Электроника: Наука, Технология, бизнес, 2009, № 7.
  5. Войтов Д. В. Телеуправляемые необитаемые подводные аппараты. Моркнига, 2012.
  6. Д. Г. Ляхов, УДК 629.58 «Современные задачи подводной робототехники», Подводные исследования и робототехника, 2012, № 1 (13).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
беспилотные надводные аппараты (БНА)
беспилотные подводные аппараты (БПА)
ди-станционно управляемые аппараты
телеуправляемые необитаемые подводные аппара-ты (ТНПА)
Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 85-88):
Часть 1 (cтр. 1 - 109)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 85-88стр. 109

Молодой учёный