Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации

Физическая культура и спорт
22.02.2017
2809
Поделиться
Библиографическое описание
Смурыгина, Л. В. Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации / Л. В. Смурыгина, Ш. Х. Кожбахтеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 204-205. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39714/.


В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации

Ключевые слова: методика, тренировочные занятия, прыжки в длину, общая и специальная физическая подготовка, этап начальной специализации

Актуальность. Одним из интереснейших и популярных видов легкой атлетике являются прыжки в длину. Прыжок в длину относится к разряду скоростно-силовых видов спорта. Основной задачей, стоящей перед тренером и спортсменом при подготовке является создание условий, позволяющих достигнуть наилучшего результата в самых важных соревнованиях. Вместе с тем подготовка прыгуна в длину состоит из нескольких этапов, которые решают задачи технического и физического совершенствования с учетом анатомо-физиологических особенностей занимающегося, его возраста, подготовленности, в связи, с чем подбираются средства физической и технической подготовки, а также определяются педагогические методы работы с занимающимися.

Прыжок в длину с разбега, несмотря на кажущуюся простоту движений, предъявляет к занимающемуся ряд серьезных требований, без которых невозможно достичь определенного результата. Высокий уровень развития быстроты, силы, прыгучести и ловкости является определяющим в достижении хороших результатов в этом виде легкой атлетики.

В исследовании была поставлена цель — определить оптимальный объем и содержание общей и специальной физической подготовленности у прыгунов в длину на этапе начальной специализации.

В работе были поставлены следующие задачи:

  1. На основании анализа научно-методической литературы и тренерского опыта выявить научно-методические основы подготовки прыгунов в длину.
  2. Определить содержание общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину с разбега на этапе начальной специализации;
  3. Выявить динамику показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации.

Организация исследования. Нами изучалось влияние различных средств и методов на воспитание скоростно-силовых и силовых качеств у испытуемых, а также рациональное распределение их в планировании на этапе начальной спортивной специализации.

Исследование проводилось в естественных условиях тренировочных занятий в 2015–2016 г.г. на постоянном контингенте юных прыгунов в длину занимающихся в ДЮСШ № 1 г. Ташкента. В нем приняли участие 20 спортсменов группы в возрасте от 12 до 14 лет.

В процессе проведения исследований в группе прыгунов 12–14 лет были получены следующие антропометрические данные. Повторное исследование проводили через год занятий. Анализ полученных данных длины и массы тела, говорит о среднем уровне развития.

Анализ результатов физической подготовленности показал, что у разных спортсменов темпы развития физических качеств неодинаковы, так как определяются не только методами тренировки, но и индивидуальными особенностями к совершенствованию.

Однако существенное значение имеет также исходный уровень физических качеств, который определяет предрасположенность отдельных людей к тому или иному виду прыжков. Поэтому при комплектации групп и ориентации спортсменов при выборе основного вида прыжков на этапе начальной специализации определяют первоначальный уровень природных качеств, которые и определяют успех спортсменов в избранном виде специализации в прыжках, и трудно поддаются развитию в процессе тренировки.

С интервалом в полгода все спортсмены проходили педагогические контрольные тестирования с целью выявления уровня развития и темпов прироста скорости, скоростно-силовых качеств (прыгучести, выносливости и силы).

Важнейшим физическим качеством прыгуна является сложный комплекс скоростно-силовых качеств, проявляемый при выполнении точного разбега и мощного отталкивания. При выполнении отталкивания давление на опору превышает собственный вес спортсменов в 5–7 раз. Это требует высокого уровня силовых и скоростно-силовых качеств.

Выполнение сложных движений, как в опорной, так и в полетной фазах прыжков требует высокой степени координации и оптимального состояния функции вестибулярного аппарата. Выполнение широко амплитудных маховых движений обязательно для современных вариантов прыжка. Поэтому прыгуны должны обладать и таким качеством как гибкость, т. е. высокой степенью подвижности в суставах. Прыгуну в высоту свойственны такие психические качества, как смелость и решительность, и та особая форма самоконтроля, которая позволяет правильно распределить свои силы во время многочасовой соревновательной борьбы.

Анализ динамики результатов показал, что рост результата в прыжках в длину связан с и сходным уровнем и ростом результатов в беге на 30 м с ходу и прыжке в длину с места. При этом результат в прыжке в длину с места не может служить универсальным тестом для определения способностей к прыжкам в длину с разбега. Объясняется это тем, что результат в прыжке в длину с места зависит не столько от уровня физической подготовленности, сколько от умения направить свои усилия под нужным углом. Новички 11–12 лет не имеют еще достаточного навыка, и боясь упасть при приземлении, как правило прыгают больше вверх, чем вперед, не реализуя в полной мере имеющиеся физические возможности.

В исследованиях определено, что всесторонняя подготовка, многоборность, а также высокий уровень развития скоростно-силовых и силовых качеств являются основой в подготовке прыгунов в длину с разбега. Вместе с тем подготовка прыгуна в длину состоит из нескольких этапов, которые решают задачи технического и физического совершенствования с учетом особенностей спортсмена, его возраста и подготовленности.

Выводы:

  1. Анализ научно-методической литературы и результатов исследований показал, что для достижения высоких спортивных результатов у занимающихся прыжками в длину, необходимо развивать и систематически совершенствовать все основные физические качества. Прыжок в длину характеризует, прежде всего, высокая скорость разбега которая сочетается с умением совершать отталкивание с максимальной силой в минимальный отрезок времени.
  2. Анализ динамики результатов показал, что рост результата в прыжках в длину связан с и сходным уровнем и ростом результатов в беге на 30 м с ходу и прыжке в длину с места. Выявлено, что результат в прыжке в длину зависит от уровня общей и специальной физической подготовленности.
  3. Предлагаемый нами объем тренировочных средств может быть использован как ориентировочный, особенно при переходе от одного периода подготовки к другому. Рекомендуемые соотношения основных средств беговой, прыжковой и силовой подготовки должны меняться в связи с необходимостью решения индивидуальных задач тренировки.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
методика
тренировочные занятия
прыжки в длину
общая и специальная физическая подготовка
этап начальной специализации
Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 204-205):
Часть 2 (cтр. 115-205)
Расположение в файле:
стр. 115стр. 204-205стр. 205

Молодой учёный