Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений

Педагогика
05.11.2017
25745
Поделиться
Библиографическое описание
Зеликов, А. И. Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений / А. И. Зеликов, К. А. Ерискин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46235/.


Термин «дисциплина» появился в России в марте 1714 года по указу Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих».

Существуют различные формы дисциплины: государственная, трудовая, общественная, партийная. Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Она необходима, чтобы регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск. Воинская дисциплина требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.

К основным чертам воинской дисциплины можно отнести:

  1. обязательное соблюдение требований дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от воинского звания, служебного и должностного положения;
  2. единоначалие, то есть высокую значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины;
  3. принятие строгих мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения;
  4. четкую последовательность всех сторон жизнедеятельности военнослужащих на службе и вне ее.

Обязательные для выполнения нормы и правила поведения военнослужащих, отношения между военнослужащими, которые формируются в процессе становления коллектива, деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины все это неотъемлемые составляющие дисциплины.

Прежде всего, необходимо для формирования дисциплины изучать и знать индивидуально-личностные качества военнослужащих. К ним можно отнести морально-психологическое состояние, мировоззрение, интересы, семейное положение, духовное развитие, личная дисциплинированность, организаторские способности. Кроме того, социально-психологическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимодействия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе взаимные требования, согласованные совместные действия, коллективные убеждения и внушения, взаимный контроль, воздействие личным примером. Существуют принципы по укреплению и поддержанию воинской дисциплины.

1) Индивидуальный подход к каждому военнослужащему;

2) Заострение внимания на положительных моментах в деятельности военнослужащего;

3) Несение ответственности за нарушение требований дисциплины;

4) объективность при оценке воинской дисциплины в подразделении;

5) Постоянное стимулирование дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.

Командир подразделения является организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины и должен лично изучать ее состояние, выявлять причины нарушений, оценивать работу подчиненных командиров по укреплению воинской дисциплины, также определять цели, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня дисциплины подразделения.

Отметим основные составляющие анализа воинской дисциплины:

  1. Изучение поведения военнослужащих в различных видах учебно-боевой деятельности, службы и в свободное время;
  2. Выявление причин, из-за которых возникают нарушения воинской дисциплины;
  3. Определение эффективности работы командиров, воинских коллективов;
  4. Определение путей укрепления воинской дисциплины.

Для успешного достижения всего перечисленного необходимо охватывать все сферы воинской деятельности, а именно, боевую подготовку, быт и досуг личного состава, внутреннюю, повседневную и караульную службу.

Для укрепления воинской дисциплины применяют следующую методику:

– периодически обсуждать вопросы и проблемы работы на совещаниях, собраниях и сборах.

– знать и руководствоваться документами;

– включить в воспитательную работу всю категорию руководителей и руководить этой деятельностью;

– необходимо своевременно определить цель и постановить задачу в области укрепления воинской дисциплины;

– проводить мероприятия по обеспечению теоретической и методической подготовкой всех категорий командиров.

Обмен опытом, его обобщение и распространение является одной из важных составляющих укрпеления воинской дисциплины, так как основные направления, формы и методы работы должностных лиц части являются залогом в воспитании у военнослужащих самодисциплины и коллективизации.

Рассмотрим основные формы воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины командирами подразделения:

  1. Проведение совещаний с анализом воинской дисциплины;
  2. Распространение опыта;
  3. Индивидуально-воспитательная работа;
  4. Тематические вечера, лектории;
  5. Подведение итогов и вечера вопросов и ответов;
  6. Информирование личного состава;
  7. Инструктажи подразделения по вопросам воинской дисциплины.

Систематический анализ состояния воинской дисциплины — важнейшая обязанность командиров и является одним из основных условий поддержания в части высокой организованности и уставного порядка. Общие требования и основные направления, формы и методы работы должностных лиц части по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины имеют свои специфические задачи, которые накладывают характерные особенности на повседневную деятельность военнослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкретной части необходимо учитывать ее специфику.

Таким образом, закономерности и принципы воинской дисциплины определяют основные направления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содержание, формы и методы воспитательных воздействий, создавать условия, способствующие организованности личного состава.

Каждое должностное лицо в части выполняет свои обязанности по укреплению дисциплины. Рассмотрим это на пример командира полка.

Командир полка ежемесячно должен анализировать состояние воинской дисциплины и подводить итоги работы по её укреплению, проводить занятия с командирами подразделений по поддержанию уставного порядка, а также занятия в системе командирской подготовки по вопросам воспитания, военной психологии и педагогики.

Проведение вечеров вопросов и ответов в одном из подразделений поможет лучше узнать все проблемные места в укреплении дисциплины между военнослужащими, а также узнать полноту удовлетворения военнослужащими нормами довольствия.

Ежедневно должен оценивать состояние воинской дисциплины и ставить задачи заместителям, начальникам служб и командирам подразделений по её укреплению, заслушивать доклады должностных лиц о работе по предупреждению происшествий, преступлений и грубых дисциплинарных проступков, также обязан индивидуально работать с различными категориями военнослужащих.

Укрепление воинской дисциплины проходит благодаря четкой психологической работе. Рассмотрим данный термин подробнее.

Психологическая работа — это комплекс согласованных и целенаправленных мероприятий, который осуществляется с использованием достижений психологической науки в интересах жизнедеятельности войск, поддерживает психологическую устойчивость личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих.

К основным задачам психологической работы можно отнести:

  1. Проведение мероприятий данной работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых, учебных и специальных задач, боевого дежурства, караульной и внутренней служб.
  2. Создание надежного и крепкого морально-психологического климата в коллективах.
  3. Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических отношений в воинских коллективах и осуществление прогнозирования развития.
  4. Осуществление психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
  5. Выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих по должностям и выполняемым задачам.
  6. Психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;

Существует ряд методов, с помощью которых командир подразделения изучает психологические особенности своего воинского коллектива. К ним относятся: наблюдение, опрос, анализ результатов групповой деятельности.

Метод наблюдения помогает командиру получить наиболее объективную информацию при укреплении дисциплины в своем подразделении.

При этом он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов, характеризующих воинский коллектив такие как: формы и содержание межличностных взаимоотношений; формирование коллективных норм поведения, отношений, мнений и настроений; каналы распространения информации; наличие традиций и ритуалов.

Опрос позволяет получить информацию о воинском коллективе от военнослужащих путем постановки перед ними вопросов, ответы на которые в дальнейшем будут анализированы и выведены проблемные места в укреплении дисциплины.

Анализ результатов групповой деятельности дает возможность командиру характеризовать воинский коллектив, а также происходящие в нем изменения по результатам в различные периоды жизнедеятельности. Например, несение службы суточным нарядом, культурные выходы, спортивно-массовая работа.

Существуют основные психологические приемы, которые применяются для повышения эффективности управленческой деятельности и укрепления воинской дисциплины командирами подразделения.

Механизм их воздействия заключается в создании у военнослужащего, в ходе общения на подсознательном уровне положительного эмоционального отношения к начальнику.

Командиру при общении с подчиненными рекомендуется использовать следующие психологические приемы: «имя собственное», «зеркало отношения», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь».

«Имя собственное». Сущностью приема является произношение вслух имени подчиненного при обращении к нему. Звук собственного имени вызывает у человека осознаваемое чувство приятного. Когда командир произносит имя подчиненного, то это говорит о внимательном отношении к личности, что вызывает чувство удовлетворения. Это главное правило при общении с подчиненными.

«Зеркало отношений». При общении командира и подчиненного, подчиненный всегда оценивает выражение лица начальника, соответственно при общении с подчиненным необходимо иметь доброе и приятное выражение лица, для лучшего контакта с собеседником.

«Золотые слова». В основе действия этого приема лежит психологический прием внушения, то есть акцентировать внимание на успехи, достоинства и достижения.

«Терпеливый слушатель». Умеющий слушать командир обладает мощным средством влияния на подчиненных, так как любому человеку будет по душе, когда ему есть кому выговориться о своих проблемах или попросить помощи.

Для этого необходимо развивать определенные навыки общения:

  1. Не делать поспешные оценки и суждения собеседника, а точно оценивать позицию;
  2. Смотреть в глаза собеседника, наблюдать за выражением его лица, жестикуляцией, движениями, которые выражают отношения и чувства;
  3. Уметь направлять свое внимание на собеседника, поддерживать в себе интерес к тому, что он говорит, не отвлекаться;
  4. Стремиться развивать и расширять сказанную мысль военнослужащего, а не искать ошибки.
  5. Повторять сказанное, если потребуется и уточнять недопонятые мысли;
  6. Стремиться понять логику собеседника;
  7. Не перебивать, пока твой подчиненный не высказался.

Для повышения воинской дисциплины необходимо проводить культурно-досуговые мероприятия: конкурс художественной самодеятельности, смотр песни и строя, культпоходы, экскурсии, посещение спортивных матчей и так далее. Коллективное посещение культурных заведений выполняют следующие задачи:

  1. Знакомство с историческими местами, местами боев, подлинными вещами, документами, музейными экспонатами, связанными с жизнедеятельностью известных исторических личностей;
  2. Ознакомление личного состава с организацией и технологией современного производства, внедрения в него новейших достижений науки и техники;
  3. Морально-психологическую разгрузку личного состава
  4. Создания чувства одного коллектива, взаимовыручки и взаимопонимания.
  5. Осмотр личным составом архитектурных ансамблей, дворцов, исторических памятников.

В завершении своей работы хочется сказать, что укрепление воинской дисциплины — это очень тяжелый труд командиров, так как именно они принимают активное участие в данном процессе. Планируют и организуют повседневную деятельность, участвуют в формировании воинского коллектива, проводят различного рода беседы и информирования с личным составом, чтобы внушить каждому военнослужащему чувства долга, верности к Родине и патриотизма. Стоит отметить, что воинская дисциплина также зависит от личной ответственности каждого военнослужащего, осознании им той важной задачи, которая на него возложена — Защита Родины!

Литература:

  1. Общевоинские устав Вооруженных сил Российской Федерации.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  2. Управление подразделениями в мирное время: учебник. — М.: Голден Би, 2007.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 172-175):
Часть 2 (стр.99-195)
Расположение в файле:
стр. 99стр. 172-175стр. 195

Молодой учёный