Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основные характеристики педагогического процесса

Педагогика
27.08.2018
7210
Поделиться
Библиографическое описание
Купецкова, Н. В. Основные характеристики педагогического процесса / Н. В. Купецкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52442/.


В статье рассматриваются основные особенности понятия педагогический процесс. В работе охарактеризована структура педагогического процесса. В данной статье описаны основные закономерности педагогического процесса.

Ключевые слова: педагогический процесс, закономерности, структура.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель целенаправленно и спонтанно, осознанно и не полностью осознавая это, постоянно работает над совершенствованием своего понимания учебного процесса. Разумеется, это не означает, что его представления об учебном процессе постоянно изменяются и только изменяются.

Вовсе нет, устойчивый образ учебного процесса всегда стоит перед глазами учителя. Однако для активной личности, стремящейся к совершенству и творчеству, ясно, что не может быть окончательного понимания столь сложного и многостороннего явления, каким является педагогический учебный процесс. Здесь нет предела для познания всех компонентов, структур и отношений учебного процесса и рефлексии относительно места и роли учителя в нем.

Педагогический процесс как предмет теории занимает центральное место в научном знании. В зависимости от понимания педагогом содержания педагогического процесса решаются те или иные задачи как практического, так и теоретического характера. В этом смысле педагогический процесс выражает сущностные стороны педагогической науки [1].

Педагогический процесс прежде всего является предметом изучения педагогики.

Педагогический процесс — целенаправленно организованная в рамках определенной системы совместная деятельность педагогов и воспитанников, посредством которой последним передается общественно-значимый опыт жизнедеятельности.

Педагогический (образовательный) процесс это:

– основа не только школьной жизни, но и многих других сфер личностного становления человека;

– образовательная среда, целенаправленно организуемая педагогом, во имя преобразования общественно значимого опыта человеческой деятельности в личностно значимый для воспитанника;

– явление, которое по своей целенаправленности — до конца продуманный, осмысленный процесс и потому всякого рода случайность, поверхностность и алогичность должны быть имманентно исключены [2];

– явление, которое не просто процессуально, но активно субъкт-объектно деятельностно.

В действительности, целостный педагогический процесс представляет собой сложно дифференцированную систему, функционирующую в общественной жизни на всех уровнях ее существования и развития. Это система разнокачественного, разнонаправленного и различным образом организованного взаимодействия людей, групп, общностей различного типа.

Категория «развитие» в педагогическом процессе, взаимодействуя с категориями обучение и воспитание, характеризуя целостность его компонентного состава, выполняет две функции: процессуального базиса (его «отправной точки») и результата обучающее-воспитывающих действий. Из чего следует, что категорию «развитие» мы должны видеть: и непосредственно в психофизических параметрах (здоровье воспитанника), и в познавательных (обученность), и в социальных (воспитанность).

Сущность целостного педагогического процесса — не его институциональная оформленность (она всегда различна), не его организационные принципы (они различны в зависимости от сферы осуществления) и не специально подготовленные люди и программы этого процесса (они тоже различны и зависят от сущностного проявления социума) и т. п. Сущность этого процесса — образование личности. Образование личности является одновременно сущностью, содержанием и «целью» целостного педагогического процесса.

Поэтому, говоря о педагогическом процессе как предмете педагогики, следует особо подчеркнуть его сущность и содержание, а не те или иные формы его осуществления, меняющиеся в зависимости от условия проявления сущности, — образования личности [3]. Под образованием личности понимается становление человека как личности, процесс формирования личности, совершенствование, процесс, который никогда не завершается. В этом смысле мы взяли в кавычки понятие цели в отношении образования личности. Цель здесь может рассматриваться как некий идеал совершенства, гармонии, целостности. Что касается промежуточных результатов процесса образования личности, о них можно говорить как об индивидуально–всеобщих состояниях педагогического процесса, являющихся результатом как многоцелевого, так и внецелевого (но тем не менее продуктивного), а также «внутрицелевого» осуществления. Ясно, что процесс образования личности является и может являться только самоцелью, и только в этом случае он будет иметь общественное значение и смысл.

Именно фундаментально разработанная педагогическая антропология, нацеленная на решение центральной проблемы образования целостной личности, должна лечь в основание педагогической науки, определяя содержание как общепедагогических проблем, так и проблематику дидактики и теории воспитания [3].

Конечно, содержание учебного процесса, и учебной деятельности в том числе, с нашей точки зрения, должно быть полностью подчинено формированию личности. И процесс воспитания и образования — это процесс воспитания и образования личности.

Можно даже говорить лишь об образовании личности, понимая под образованием и воспитание, и обучение, и в целом формирование личности. Все это, вместе взятое, и есть образование личности. Поэтому вроде бы не нужно трех слов, трех понятий. И в то же время есть особый, специальный смысл в этом разбиении единого процесса образования личности на три составляющие: воспитание, образование, формирование. И дело здесь не только в том, что понятие «образование личности» имеет как минимум два значения: становление (широкий смысл) и расширение интеллектуального потенциала за счет обогащения знаний, приобщения к миру научной мысли [2].

Структура педагогического процесса — это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компонентами педагогического процесса являются следующие: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный — разработка содержания образования; операционно-деятельностный -процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса.

Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса [1]. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются следующие.

  1. Закономерность динамики педагогического процесса.
  2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
  3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
  4. Закономерность стимулирования.
  5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
  6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
  7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.

Изложенные закономерности не исчерпывают связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.

Таким образом, педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации воспитанника.

Литература:

  1. Вербицкий А. А., Воспитание в современной образовательной парадигме / А. А. Вербицкий // Педагогика: журнал. — 2016. — No3. — С. 3–16.
  2. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие длястудентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 288 c.
  3. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. — М.: Академия, 2008–224 с.
  4. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 288 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
педагогический процесс
закономерности
структура
Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 106-108):
Часть 2 (стр. 72-143)
Расположение в файле:
стр. 72стр. 106-108стр. 143

Молодой учёный