Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Оценка транспортного использования реки Оби

Экология
17.12.2018
857
Поделиться
Библиографическое описание
Хорохина, Я. В. Оценка транспортного использования реки Оби / Я. В. Хорохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54697/.


Использование участков реки Обь в качестве водных путей для перевозки грузов и пассажиров имеет определенные преимущества перед сухопутными транспортными магистралями и вместе с ними должна составить единый транспортный комплекс, о чем неоднократно говорится в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р).

Данная проблема актуальна именно для р. Обь, т. к. функционирование и развитие хозяйственного комплекса региона во многом обусловлено особенностями сложившейся транспортной системы по сравнению с другими регионами России, прежде всего — Европейской части. Во-первых, отмечаются большие расстояния, которые приходится преодолевать при доставке грузов и перевозке пассажиров из Сибири в главные центры России и морские порты России и наоборот. Во-вторых, главным элементам транспортно-инфраструктурной системы освоения и обслуживания региона присуща неравномерность. Эти элементы представляют собой железнодорожные магистрали и автомобильные дороги, которые обслуживают в основном южную часть региона, а водные пути обеспечивают хозяйственную консолидацию территории с юга на север. В транспортно-экономическом отношении северная часть региона испытывает сложности, так как здесь имеются сезонные водные пути и самые дорогостоящие виды транспорта — автозимники и воздушный.

В данной научной статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается речной транспорт региона, и указаны меры, необходимые для решения этих проблем.

Взаимодействие речного транспорта с сухопутным (автомобильным и железнодорожным) осуществляется через транспортные узлы, функционирующие на базе речных портов. На берегах Оби таковыми являются: Барнаульский, Новосибирский, Сургутский, Сергино, Салехардский и Томский, границы обслуживания которого достигают побережья Оби. Роль их в транспортном обеспечении Западно-Сибирского региона велика. Здесь осуществляется перегрузка грузов с речного транспорта на сухопутные и обратно, хранение грузов, обслуживание подвижного состава, а также оказываются логистические услуги. Характеристика речного транспорта, как элемента транспортно-инфраструктурной системы Западно-Сибирского региона дополнена оценкой использования участков реки Обь для перевозки грузов.

Рабочее ядро транспортного флота Сибири, как известно, морально и физически устарело. Свыше 70 % транспортных судов имеют срок службы более 20 лет, их технический и эксплуатационный уровень остается низким. Состояние транспортного флота подошло к критическому уровню. Значительная часть его эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, и эта часть неуклонно увеличивается. К 2020 году без пополнения и обновления действующий транспортный флот многих Восточных бассейнов полностью вырабатывает свой ресурс и должен быть заменен.

В отрасли нет транспортных средств, способных работать в условиях крайнего мелководья рек (с глубинами 0,5–0,8 м). В то же время современный этап развития производительных сил Приобья обуславливает дальнейший рост нагрузки именно на эти малые реки. Освоение таких рек потребует создания принципиально новых транспортных средств, способных успешно работать в этих условиях. Наличие таких средств значительно (в 2,5 раза) расширит границы использования малых рек, существенно приблизит транспортные пути к грузополучателям.

Указанные тенденции приводят к снижению обеспеченности регионов Обского бассейна услугами транспорта, транспортной доступности, мобильности производственных мощностей, материальных ресурсов и населения.

Будущее речного транспорта Сибири возможно при повышении конкурентоспособности и рентабельности, которые могут быть обеспечены при инновационном развитии инфраструктуры речного транспорта, в том числе содержание ВВП и оснащение флота и портов высокоэффективными транспортными средствами, и освоение высокоэффективных транспортных технологий и создание для этого необходимого технического, технологического и кадрового обеспечения.

Задачами речного транспорта Сибири, в том числе и в СФО, в этих условиях является интегрирование внутренних водных путей по существу в общую транспортную сеть Восточных районов и России в целом, выход на мировой транспортный рынок и выход на качественно новый уровень реализуемых услуг на основе современных технических и технологических решений.

Для решения поставленных задач необходимо:

‒ разработать пакет наиболее эффективных проектов-программ участия речного транспорта в общей транспортной системе региона, используя достижения научно-технического прогресса на транспорте;

‒ обеспечить государственную поддержку наиболее значимых направлений развития речного транспорта, реконструкции (водных путей и гидротехнических сооружений, строительства новых нетрадиционных перевозочных и перегрузочных средств — судов на воздушной подушке, экранопланов, перегрузочных машин с непрерывным циклом и мобильных перегрузочных средств);

‒ обновить навигационно-гидрографические системы, используя новейшие достижения в области судоходства (спутниковые системы связи и мониторинга за состоянием водных путей, движением материальных потоков, транспортного и обслуживающего судоходство флота);

‒ ввести в действие новые и модернизировать действующие перегрузочные комплексы в крупных воднотранспортных узлах, имея в виду обеспечить мобильность перегрузочных средств, эффективное взаимодействие смежных видов транспорта, включение речного транспорта в систему транспортных коридоров;

‒ существенно расширить сеть транспортных речных путей за счет включения в хозяйственный оборот неосвоенных в транспортном отношении малых рек, обеспечив на этих реках эксплуатацию судов с осадкой менее 70 см;

‒ обеспечить строительство судов смешанного «река-море» плавания для плавания по устьевым участкам рек и использования в перевозках внешнеторговых грузов;

‒ обеспечить выполнение работ по поддержанию безопасных условий судоходства и безаварийной эксплуатации шлюзованных систем;

‒ разработать эффективную схему завоза грузов в районы Крайнего Севера с обоснованием новых транспортных средств, способных обеспечивать доставку необходимых грузов потребителю.

Эти задачи должны быть комплексными и решаться в общей системе оптимизации конфигурации транспортной сети в каждом регионе в отдельности и в Сибири в целом.

Литература:

  1. Ботвинков В. М. Гидроэкология на внутренних водных путях: Учебник для воднотранспортных вузов / Ботвинков В. М., Дегтярев В.В., Седых В. А. Новосибирск: Сибирское соглашение,2002.-356 с.
  2. www.stu.ru
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 422-424):
Часть 5 (стр. 403=499)

Молодой учёный