Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методология микроистории глазами отечественных исследователей

История
20.03.2019
2420
Поделиться
Библиографическое описание
Ковалев, Т. Г. Методология микроистории глазами отечественных исследователей / Т. Г. Ковалев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57390/.


С первой половины XX века, в условиях кризиса гуманитарного знания, главенствующая ранее позитивистская научная модель подвергается критике и активный поиск новой парадигмы приводит историческое научное сообщество к острым методологическим дискуссиям.

С появлением «Новой исторической науки», у истоков которой стояли основатели школы «Анналов», постепенно утверждаются новые подходы и в 1970-е годы с приходом постмодернистского влияния, в условиях «смены метода» и всплеска интереса к локальной истории в Италии появляется новое направление исторической науки, получившее название «микроистория». Оно представляется закономерным проявлением постмодерна в гуманитарных науках.

На сегодняшний день микроистория является одним из самых модных и перспективных направлений для дальнейшего развития исторической науки. Несмотря на критику данного направления, его методы активно используют исследователи в своих работах не только за рубежом, но и в России. В постсоветское время перемены в общественно-политической жизни страны не могли обойти стороной как социально-гуманитарные науки в целом, так и историческую науку в частности. С кризисом марксистко-ленинской методологии научное историческое сообщество ищет новые пути и ориентируется на компенсацию дефицитов советской исторической науки через усвоение достижений науки западной. Вследствие этого в России появляется микроистория. Таким образом, наше исследование преследует цель взглянуть сквозь призму понимания и представления отечественных историков на относительно новое для отечественной исторической науки микроисторическое направление, посредством изучения его теоретических и практических работ. Сегодня изучение данной проблемы актуально, поскольку в условиях современного кризиса истории и социальных наук, микроистория стала одним из ведущих интеллектуальных течений, с которыми связывают надежды на создание новой парадигмы в науках о человеке. Кроме этого, изучение уже накопленного опыта отечественных историков позволит по-новому взглянуть на микроисторию и более четко понять, насколько данное направление приоритетно для отечественной исторической науки.

Несмотря на то, что микроистория относительно новое направление, в отечественной дореволюционной историографии к проблеме реконструкции повседневности и быта «маленького человека», нередко обращались известные учёные. Н. М. Карамзин утверждал, что наряду с событийной историей, следует обратить внимание и на «все, что входит в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы, промышленность» [1]. Интерес к изучению частных явлений в истории очень отчётливо отразился в трудах М. О. Гершензона. В труде «Декабрист Кривцов и его братья» М.О Гершензон, изучая жизнь семьи С. И. Кривцова, микросоциума в нашем понимании, ставил своей целью «углубиться в одной точке прошлого — до основных течений истории, рассказать судьбы одной семьи так, чтобы сквозь них стало видимо движение общественно-психологических сил» [2]. Таким образом, мы видим, что проблема повседневности «маленького человека», присущая микроистории, была актуальна ещё до её появления как направления и особо значимо выделялась отечественными историками.

Далее необходимо обратить внимание на теоретиков микроистории. Основные работы, посвящённые данному подходу, были распространены на страницах известных научных альманахов «Одиссей» и «Казус». В постсоветский период они оказываются перед необходимостью осмысления новой историографической ситуации, которая характеризуется как постмодернистская. В связи с этим изучение проблемы соотнесения микро- и макроистории становиться одной из центральных и обсуждаемых проблем, о которой ещё в 1991 году высказывался, главный теоретик микроистории в России, медиевист Ю. Л. Бессмертный: «Важная проблема, встающая перед историком — соотнесение в историческом процессе общего и особенного, и в частности микро- и макропроцессов» [3]. При этом он замечает, что в трудах микроисториков гораздо сильнее, чем в трудах постмодернистов ощущается антиномия единичного и массового [4], но коллизия между микро- и макроисторией не может быть преодолена, поскольку они соединены друг с другом по принципу дополнительности [5].

В 1996 году Ю. Л. Бессмертный основывает альманах «Казус. Индивидуальное и уникальное в истории», который нацелен именно на изучение проблем микроистории. В первом выпуске альманаха он публикует статью «Что за казус?» [6], в которой выдвигает свою «казуальную теорию», выражавшую его видение микроисторического подхода. Ю. Л. Бессмертный одним из перспективнейших инструментов познания прошлого считал изучение отдельных казусов, которые представляются ему нестандартными ситуациями в истории, освещающие поступки и действия хотя бы немногих персонажей прошлого [7]. При этом он замечает важность изучения «казусов», так как в них может раскрываться культурная уникальность времени. В его понимании сам «казус» является объектом микроистории, который специфичен не только своей неповторимостью, но и особенно богатым содержательным наполнением [8]. Целью своего подхода Ю. Л. Бессмертный видит осмысление через анализ нестандартных, нетипичных казусов того, как в различные эпохи совершался переход от единичного и индивидуального, к массовому и общепринятому. Одна из особенностей казуального подхода Бессмертного — это сосредоточение внимания на поступках и действиях индивидов в изучаемом казусе, которые представляются как предмет исследования. Таким образом, микроистория понимается им как история автономно действующих субъектов, способных выбирать стратегию своего поведения и по-своему менять имеющиеся установки [9]. Важным является так же тот факт, что в альманах Ю. Л. Бессмертный включает казусы не только нового времени, как это делалось в предшествовавших опытах микроистории, но и казусы средневековой эпохи, что приводит его к полемике с ещё одним авторитетным исследователем, касавшимся проблем микроистории, А. Я. Гуревичем.

А. Я. Гуревич считает, что применение микроистории в отношении средних веков крайне ограниченно и вступает в этом вопросе в дискуссию с Ю. Л. Бессмертным, который в изучении средневековья пытался противопоставить микроисторию истории ментальностей [10]. А. Я. Гуревич, замечая, что приёмы микроистории далеко не в равной степени применимы к разным эпохам исторического процесса, считает, что изучение коллективных представлений остаётся преобладающим в медиевистике, поскольку микроистория как один из методов исследования обретает всё своё значение лишь с появлением новых категорий исторических источников [11]. По его мнению, одностороннее вычленение фактов и событий в разряд микроисторических ведёт к подмене серьёзного исследования рассказыванием анекдотов. Аргументирует он это тем, что, изучая частное явление, микроисторик не способен самостоятельно его выделить, не располагая общей гипотезой, и, в связи с этим неизбежно включает его в некую общезначимую линию развития [12].

Итак, подводя итог нашему исследованию, стоит сказать, что рассмотренные нами работы отечественных историков по микроистории позволили доказать, что методология, используемая данным направлением, родились в России задолго до появления микроистории как научной школы в Италии. С течением времени микроистория всё чаще используется отечественными историками, но прежде всего не как отдельное направление в исторической науке, а как метод реконструкции повседневности. Обсуждаемый чаще всего вопрос о соотношении микро- и макроистории, позволил сделать нам вывод, что на сегодняшний день эти два подхода к исследованию не являются соперниками, а прежде всего взаимодополняют и зависят друг от друга. Сегодня изучение микроистории выходит на новый, более повышенный уровень. Её дальнейшее усвоение не поможет разрешить сложившийся в отечественной науке кризис историографии, но использование её методов является перспективной альтернативой давно устоявшимся в отечественной историографии методам исследования.

Литература:

  1. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989. С.20. Т.1.
  2. Гершензон М. О. Декабрист Кривцов и его братья. М., 1914. С.3.. С.3
  3. Бессмертный Ю. Л. Школа «Анналов» и современные подходы в исторической науке//Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С.16.
  4. Бессмертный Ю. Л. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма и микроистории// Одиссей. Человек в истории. М., 1995. С.10.
  5. Бессмертный Ю. Л. Коллизия микро и макроподходов и французская историография 90-х годов// Историк в поиске. Микро и макроподходы к изучению прошлого. М., 1999. С.26.
  6. Бессмертный Ю. Л. Что за «Казус»?.. // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1997.
  7. Там же. С.10.
  8. Бессмертный Ю. Л. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма и микроистории// Одиссей. Человек в истории. М., 1995. С.11–12.
  9. Бессмертный Ю. Л. Что за «Казус»?.. // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1997. С. 18.
  10. Там же. С. 9–10.
  11. Гуревич А. Я. Не «Вперёд, к Геродоту», а назад к анекдотам// Историк в поиске. Микро и макроподходы к изучению прошлого. М., 1999. С. 234.
  12. Там же. С.235.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 218-220):
Часть 3 (стр. 155-231)
Расположение в файле:
стр. 155стр. 218-220стр. 231

Молодой учёный