Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Воспитательные традиции Древней Руси

Педагогика
01.04.2019
2078
Поделиться
Библиографическое описание
Огольцова, Е. Г. Воспитательные традиции Древней Руси / Е. Г. Огольцова, В. А. Дорожкина, А. А. Неупомнищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57708/.


Педагогические традиции Древней Руси и всего Русского государства прежде всего сформировались в контексте историко-культурного развития восточнославянских народов. В определенный период исторического времени приоритетными факторами образования являлись семья, церковь, школа, государство, соответственно определялись они по-разному.

За время существования государства Киевская Русь и русские феодальные княжества (X-XIII вв.), главными в образовании и воспитании являлись христианская вера, славянская письменность, политика правящей княжеской династии. В сравнении со средневековой Западной Европой выделяются такие особенности:

− присутствие ветхозаветного идеала воспитания, где почитались строгость, уважение отца, матери, обязательное послушание взрослым;

− постижение таких истин как нравственность и религиозность в образно-поэтической форме осуществляемые через такие понятия как наставления, поучения, соответственно на славянском языке;

− сохранение традиций семейного народного воспитания при обязательной тенденции государственного контроля, о чём говорят статьи знаменитой «Русской правды» (1016 г.).

Главной целью образования, кроме сбережения здоровья и безопасного развития, и обучения ребенка, являлось приучение к сельскохозяйственному труду. Это центральный предмет древнейшей «науки», «обучения» — того, что соответственно в славянских странах называлось обучением и наставлением. В процессе классового расслоения общества наблюдалось неравномерное обучение детей различных социальных слоев. Так, говорится в летописи Х века, в княжеских домах появлялись специальные лица для воспитания и обучения детей, включая военное искусство [4, с. 142].

Важнейшей основой образования в России была христианская вера. Она же сообщала о религиозном и церковном направлении русской жизни. Религиозный дух преобладает в произведениях, естественно духовного содержания, соответственно во взглядах наставников и государственных людей.

Летописи свидетельствуют, что Владимир наравне с апостолами стал строить Церкви в городах, привозил священников, а также призывал людей к Крещению, велел отбирать детей у знатных граждан и обучать их «учению книг». О Ярославе Мудром летопись рассказывает, что при нем начинаются монастыри со школами, о его любви к книгам, как он старательно их читал и способствовал распространению их переписке, покровительствовал учению книг.

Первые русские школы видели две цели: подготовить компетентных служителей церкви и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси данные школы обучали не только детей духовных лиц, но и вообще любых чинов, племенники; вместе с детьми могли обучаться и взрослые тоже. Призвание, способности и успехи во время обучения каждого ученика автоматически обеспечивали его дальнейшую карьеру.

Сами монастыри, в которых устраивались школы, в Древней Руси совсем не чуждались жизни, не впадали в аскетизм и не ограничивали своей педагогической деятельностью тесным кругом специалистов-учителей, но охотно наставляли всех приходивших — вере, благочестию, добрым делам и обучали грамоте. Летописи помогли донести имена многих русских женщин, которые потрудились для обучения девушек ремеслам, пению, рукоделиям, чтению книг. К таким личностям принадлежат, к примеру: инокиня Анна Всеволодовна, дочь Великого Князя Всеволода Ярославовича; святая Ефросиния Полоцкая, дочь Князя Ростислава Всеславича и другие. Вместе с тем, с самого начала христианства на Руси при церквах и монастырях содержались на церковный счёт сироты, и дети бедных родителей. Они получали в этих приютах содержание, христианское воспитание и «книжное обучение». Так, церковь для русского народа являлась источником умственного света и добра. Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Духовенство имело в народе высокий нравственный авторитет.

Внутреннее устройство древнерусской школы вначале совершенно соответствовало византийским образцам, так как первые представители православной церкви и первые же ее учителя были, по происхождению являлись греками. При дальнейшем развитии школы, в ней, кроме грамоты, преподавались разные учебные предметы, составляющие круг византийской учености. И такие училища уже в первые века христианства на Руси существовали не только в Киеве и Новгороде, но и в Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме, Галиче, а также городах юго-западной и северо-западной Руси.

Дисциплина в древнерусской школе в период, предшествующий схоластике, была благоразумной и мирной. Наиболее распространены из учебных предметов были псалтырь, церковное пение и письмо, они привлекали особое внимание педагогов. Псалтырь в старину являлся первым справочником для любого грамотного человека, князя, простолюдина. Книга, наполненная религиозным вдохновением и поэзией, имела в старину у нас, как и на Западе глубокое воспитательное значение. Пение в старину использовалось не только в церкви, но и на собраниях, на княжеских и боярских праздниках, а еще служило для удовлетворения жизненных, социальных потребностей, которые присущи всем людям. Поэтому, школа была внимательна к данной потребности.

Письмо составляло единственное в то время средство для распространения книг святого писания, нравственных поучений и светских сочинений. Письму, обязательно обучались в школе и предавались в монастырях, в княжеских и боярских теремах. Обычно преподаватель обучал восемь-десять учеников по рукописным книгам, а позднее и по печатным. В начале дети заучивали азбуку, затем слоги. Письмо изучалось параллельно с чтением. Дети обучались навыкам счета в пределах ста, реже тысячи. Много места в программах обучения отводилось такому замечательному предмету как пение. Кроме того, школа заботилась о том, чтобы ее воспитанники могли усвоить ряд гигиенических навыков и правил поведения на людях и в семье. Из среды учащихся выбирали дежурных, которые следили за порядком и чистотой в школьном помещении, отслеживали готовность остальных воспитанников к занятию. Дети запоминали молитвы, псалмы, знакомились с библейскими легендами. Каждый ученик учил свой урок отдельно. Домашних заданий в школах того времени не задавали [5, с. 77–78].

Положение учителя в прежние времена на Руси определялось воззрением народа на церковь, школу и естественно духовенство, авторитетом этих учреждений и этого класса в обществе. В то время учителем в общине был не обязательно грамотный мастер, ремесленник-специалист в части обучения, а близкий к народу, влиятельный человек, наставник.

Среди учебной литературы того времени, помимо Псалтыря, есть и те книги, которые были наиболее распространены в школе и среди зажиточных светских людей. Большая часть из этих книг переведена с греческого, болгарского, сербского, — оригиналов было немного. Сюда включают патерики, то есть сборник биографий разных святых Египта, Иерусалима, Греции, в которых сочетаются интересная художественная литература и реальная жизнь, летописи; сборники весьма разнообразного содержания литературно-научные, нравственно-поучительные; романы и рассказы полуисторического, полуфантастического содержания; прогулки по святым землям, то есть заметки о различных достопримечательностях Иерусалима, Царьграда и других святынь; пчелы — сборники самых разных фрагментов научных известий, учений, афоризмов, комментариев мудрецов и поэтов; азбуковники — своеобразные энциклопедии, лексиконы и справочники по различным отраслям знаний. Этот банк учебной литературы унаследован русской школой от византийского просвещения.

Влияние Византии не было единственным и всеобъемлющим условием для формирования восточнославянской культуры и образования. Сам же процесс развития культуры и образования в Киевском княжестве был предопределен изменениями дохристианских традиций, развитием государственных учреждений и сильной городской культурой. Взаимодействия славянских языческих традиций и восточного христианства, они сохранили свою самобытность, что способствовало тому, что языком богослужения, литературы и обучения стал славянский язык и алфавит.

Христианское мировоззрение медленно, но верно проникало в языческое педагогическое сознание, не только не разрушая его, а наоборот взаимодействуя с ним. Таким образом родоплеменные обряды посвящения во взрослого человека трансформировались в православный обычай первой исповеди, где на седьмом году своей жизни ребенку, вступавшему уже в школьный возраст, торжественно вручалась икона святого покровителя.

Педагогическая мысль Древней Руси отразила для начала государственно-церковную идеологию, где нашли место идеи народной педагогики. Педагогика тогда еще не выделялась в особую отрасль знания. Хотя вся литература носила образовательный, воспитательный характер.

В центре внимания древнерусских мыслителей был мир и человек. Они пытались показать место Руси в этом мире, сформулировать идеал личности, что несет общечеловеческие и национальные черты. Русские книжники определяли человека как способного выбирать между хорошим и плохим. В воспитании они заботились о сочетании практического и духовного развития. Итоговой целью воспитания определялось требованием «привести человека к Богу».

Литература:

  1. Джуринсий А. Н. История педагогики. — М.: Владос,1999.- 432с.
  2. История педагогики и образования. Под ред. Васильевой З. И.–М.: Академия,2008.- 432с.
  3. История педагогики и образования. Под ред. Пискунова А. И.–М.: ТЦ Сфера,2005.- 512с.
  4. Константинов Н. А. История педагогики. — М.: Просвещение,1982.- 447с.
  5. Кулганов В., Николаева Е., Юнацкевич П. История педагогики и образования –Спб.: Питер,2016.- 256с.
  6. Латышина Д. И. История педагогики. — М.: Издательство Юрайт,2016. — 314 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 275-277):
Часть 4 (стр. 247-325)
Расположение в файле:
стр. 247стр. 275-277стр. 325

Молодой учёный