Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Педагогика
01.05.2019
845
Поделиться
Библиографическое описание
Чертыгашева, А. А. Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха / А. А. Чертыгашева, К. И. Султанбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58553/.


В общем развитии детей дошкольного возраста важную роль играет процесс развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук — это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии детей. Научно доказанным является факт, что внимание, координация движений, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, наблюдательность, речь — всё это напрямую связано с мелкой моторикой рук. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, развитию творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья детей [1].

Проблемой развития мелкой моторики детей занимались такие учёные, как В. П. Бехтеров, В. П. Павлов, А. А. Сеченов, А. А. Ухтомский и др. Данные исследователи указывали исключительную роль двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная [3].

Не менее актуальной на сегодняшний день является проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха. Это связано с тем, что для детей данной категории характерна задержка в развитии двигательной сферы, выражающаяся в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Возможность познания окружающей среды детьми с нарушениями слуха оказывается обедненной, дети, из-за недостаточно развитой моторики часто чувствуют себя несостоятельными при выполнении заданий, доступных сверстникам, что влияет на их эмоциональное благополучие и самооценку. С течением времени уровень развития сложных координированных движений руки у детей с нарушениями слуха, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности [5].

Эффективным средством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха являются дидактические игры. Использование дидактических игр в развитии мелкой моторики детей указанной категории способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации [7].

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [2].

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент [10].

Дидактические игры являются как бы инсценировкой рифмованных историй, сказок, рассказываемых при помощи пальцев. Многие дидактические игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Развитию мелких мышц пальцев и кистей рук способствуют игры со строительным материалом, игры с мозаикой, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний и др. [9].

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями [8].

Многообразие видов, форм, конфигураций пирамидок, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать детям новое задание. Мозаика и конструктор способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время дидактической игры с мозаикой дети постоянно манипулируют деталями, проявляют сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Дидактические игры с использованием шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», способствуют развитию речи, развивают творческие способности, усидчивость и т. д. [4].

Дидактические игры в сухом бассейне, во время которых дети ищут мелкие игрушки, погружаясь в наполнитель, позволяют массировать ручки детей, в результате чего их пальцы становятся более чувствительными, а движения — координированными [6].

Дидактические игры с бусинками, во время которых дети нанизывают на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, способствуют совершенствованию координации движения рук, системы «глаз-рука».

Дидактические игры с использованием прищепок развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи [9].

Итак, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, является актуальной психолого-педагогической проблемой. Решение данной проблемы предполагает организацию работы с детьми данной категории по развитию у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий. Эффективным средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, являются дидактические игры — игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные, словесные.

Литература:

  1. Абрамова, И. Г. Использование дидактической игры в развитии дошкольника / И. Г. Абрамова. — М., 2000. — 210 с.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада / А. К. Бондаренко. — М., 2011. — 160 с.
  3. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов. — М., 2011. — 180 с.
  4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / Автор сост. О. А. Зажигина. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 170 с.
  5. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. — М., 2003. — 210 с.
  6. Кругликов, В. Н. Дидактические игры в ДОУ / В. Н. Кругликов. — М., 2005. — 180 с.
  7. Ноткина, Н. А. Развитие произвольных движений / Н. А. Ноткина. — М., 2011. — 320 с.
  8. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. — М.: Издательство ЭКСМО, 2007. — 130 с.
  9. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. — М., 2006. — 280 с.
  10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 2009. — 320 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 56-58):
Часть 1 (стр. 1-75)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 56-58стр. 75

Молодой учёный