Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС

Технические науки
18.05.2019
479
Поделиться
Библиографическое описание
Кодиленко, А. С. Повышение эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС / А. С. Кодиленко, И. М. Рябов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59110/.


Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности эксплуатации автоцистерн на основе нового алгоритма контроля качества нефтепродуктов в процессе их доставки на АЗС. В статье описывается перспективный информационный комплекс, позволяющий упростить контроль качества нефтепродуктов при доставке на АЗС и алгоритм контроля качества в процессе доставки нефтепродуктов.

Ключевые слова: контроль качества, нефтепродукты, автомобильный транспорт, система гарантированной сохранности, электронная пломбировка, система спутникового мониторинга.

Автомобильный транспорт играет огромную роль в экономическом развитии страны, решает задачи по повышению эффективности перевозки пассажиров и грузов, обслуживанию различных предприятий. Однако, несмотря на большое количество плюсов, развитие автомобильного транспорта имеет негативный характер с точки зрения экологии, поскольку на его долю приходится более 90 % загрязнения воздуха, а также 65–68 % негативного влияния на климат [1].

С целью снижения негативных последствий влияния автомобильного транспорта на окружающую среду перед современными автопроизводителями стоят очень жесткие требования при разработке и производстве новых автомобилей, задаваемые европейскими экологическими стандартами. Для выполнения этих требований необходимо также повышать качество используемого автомобильного топлива при производстве и сохранять это качество при доставке.

Современная система доставки нефтепродуктов из резервуаров распределительной нефтебазы в резервуары автозаправочных станций (АЗС) включает в себя совокупность методик, алгоритмов и принципов, на основании которых происходит управление хранением и перемещением нефтепродуктов.

Рис. 1. Структура системы доставки нефтепродуктов

В настоящее время операции по контролю качества происходят на каждом из этапов перемещения нефтепродуктов, что значительно ухудшает показатели работы автоцистерн и увеличивает общее время доставки нефтепродуктов конечному потребителю.

Испытания нефтепродуктов подразделяются на следующие виды:

– приемо-сдаточные;

– контрольные;

– в объеме требований нормативного документа;

– арбитражные.

Приемо-сдаточное испытание, проводится в момент приемки нефтепродуктов на АЗС (перед сливом с транспортного средства) и во время отпуска нефтепродуктов (перед отправлением транспортного средства с нефтебазы).

Контрольное испытание проводят:

– сразу по окончании слива нефтепродукта из транспортного средства;

– после проведения перекачек внутри склада;

– при приемке нефтепродуктов, поступивших из магистрального нефтепродуктопровода и закачанных в резервуары конкретной организации;

– при длительных сроках хранения с определенной периодичностью;

– не позднее 1-х суток после окончания налива нефтепродукта, согласно пробам, взятым непосредственно из транспортного средства.

Испытание нефтепродукта в объеме требований нормативного документа необходимо:

– в процессе производства нефтепродукта;

– при длительном хранении;

– нарушений в оформлении сопроводительной документации, паспортов качества, пломбировки транспортных средств, тары и упаковки.

Арбитражные анализы могут проводиться как по всем качественным характеристикам, которые описаны в нормативных документах, так и лишь по тем показателям, которые являются источниками разногласий между сторонами. Если в нормативе по определению качественных характеристик какого-либо продукта присутствуют несколько видов методик проведения испытаний, то для арбитражного анализа необходимо использовать ту, которая рекомендована нормативом [2].

Таким образом, операции контроля качества нефтепродуктов в одном резервуаре на нефтебазе по мере доставки на АЗС многократно повторяются в каждом резервуаре полуприцепа цистерны, а затем на каждой из АЗС. В результате в значительной степени увеличивается трудоемкость контроля качества нефтепродуктов.

На сегодняшний день практически все резервуары на АЗС имеют автоматизированную систему контроля за нефтепродуктами, позволяющее определить количество нефтепродукта в резервуаре, наличие подтоварной воды, а также изменение основных физических характеристик нефтепродуктов. Таким образом, существующая инфраструктура позволяет в автоматическом режиме отслеживать состояние и изменения, происходящие с нефтепродуктом внутри резервуара.

Основные риски по ухудшению качества возникают в момент транспортировки нефтепродуктов. Для решения данной проблемы на современном подвижном составе полуприцепов-цистерн возможно использовать системы гарантированной сохранности нефтепродуктов.

Система гарантированной сохранности нефтепродуктов — это сложный информационный комплекс, который состоит из:

– системы спутникового мониторинга транспортного средства;

– комплекса камер видеонаблюдения с возможностью записи и сохранения видео, а также онлайн трансляции видео в режиме реального времени;

– системы датчиков электронной пломбировки, которая позволяет контролировать открытие сливных горловин, сливных кранов и донных клапанов полуприцепа цистерны;

– комплекта датчиков, отслеживающих уровень нефтепродукта, изменение температуры и плотности в секции автоцистерны, а также полноту слива и наличие нефтепродуктов в трубопроводе.

Применение данной системы позволяет осуществлять онлайн мониторинг процесса доставки и отслеживать изменение характеристик нефтепродуктов. Данные меры позволяют с высокой степенью надежности обеспечить сохранность и качество доставляемого груза с нефтебазы на АЗС.

Контроль за качеством нефтепродуктов системы доставки происходит следующему алгоритму:

1) контроль качества нефтепродукты на нефтебазе;

2) после погрузки нефтепродуктов в автомобиль происходит его пломбирование средствами электронной пломбировки;

3) онлайн контроль за уровнем, температурой и плотностью нефтепродуктов;

Рис. 2. Система гарантированной доставки и сохранности топлива [3]

4) согласно полученному заданию автоматическая система маршрутизации перевозок строит для водителя маршрут транспортировки нефтепродуктов, согласно которому он двигается по планшетному компьютеру/навигатору установленному в салоне транспортного средства (отклоняться и останавливаться водителю от данного маршрута запрещается);

5) при возникновении каких-либо нарушений в диспетчерский пункт Заказчика и представителю автоперевозчика поступает сообщение о нарушении регламента перевозки с возможностью просмотра видеозаписи с камер наблюдения;

6) сотрудники диспетчерского пункта проводят проверку текущей ситуации, в случае подтверждения нарушений нефтепродукты принимаются сотрудниками на АЗС с использованием контроля качества и измерением фактически поступившего топлива в резервуары АЗС, а в случае отсутствия нарушений регламента доставки прием нефтепродуктов на АЗС происходит согласно сопроводительным документам, без проведения дополнительных процедур.

Удаленный диспетчерский центр системы гарантированной доставки и сохранности топлива приведен на рис. 3 [3].

Рис. 3. Удаленный диспетчерский центр системы гарантированной доставки и сохранности топлива

Применение системы автоматизированной системы контроля позволит повысить сохранность нефтепродуктов на всем этапе доставки, и как следствие осуществлять контроль только на нефтебазах и при выявлении нарушений в процессе доставки и хранении.

Кроме того, применение данной системы позволяет повысить эффективность эксплуатации автоцистерн за счет снижения их простоев, связанных с контролем качества топлива, а также перенести контроль качества топлива исключительно на нефтебазы, что в значительной степени снизит связанные с этим финансовые и временные издержки.

Литература:

  1. Негативное влияние транспорта на окружающую среду Источник: https://vtorothodi.ru/ecology/vliyanie-transporta-na-okruzhayushhuyu-sredu // ВторОтходы. URL: Негативное влияние транспорта на окружающую среду Источник: https://vtorothodi.ru/ecology/vliyanie-transporta-na-okruzhayushhuyu-sredu (дата обращения: 13.05.2019).
  2. Как осуществляется контроль качества нефтепродуктов? // Портал о нефти NEFTOK. URL: https://neftok.ru/raznoe/kontrol-kachestva-nefteproduktov.html (дата обращения: 13.05.2019).
  3. «Газпром нефть» развивает цифровые технологии доставки топлива // Газпром нефть. URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1818143/ (дата обращения: 13.05.2019).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
контроль качества
нефтепродукты
автомобильный транспорт
система гарантированной сохранности
электронная пломбировка
система спутникового мониторинга
Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 107-110):
Часть 2 (стр. 83-183)
Расположение в файле:
стр. 83стр. 107-110стр. 183

Молодой учёный