Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы внедрения системы маркировки товаров

Юриспруденция
29.05.2019
1757
Поделиться
Библиографическое описание
Саврико, И. В. Проблемы внедрения системы маркировки товаров / И. В. Саврико. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 348-349. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59735/.


Под системой маркировки товаров понимается комплекс мероприятий по идентификации единицы товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети [1].

Первопроходцем в использовании маркировки товаров в России стала ФНС — в 2016 году был проведен эксперимент по маркировке товаров из меха. Успех данного нововведения (количество меховых изделий, появившихся на рынке, выросло в 13 раз, а реализация в розницу — в семь раз) позволил расширить сферу данной реформы и ввести обязательную маркировку на алкогольную продукцию, провести ряд экспериментов, в том числе с лекарствами, ювелирными украшениями, изделиями из драгоценных камней и металлов. С 2019 года планируется начать обязательную маркировку табачной продукции, обуви, духов и ряда других товаров. К 2024 году маркировка должна быть распространена на все товарные группы. Мониторинг за оборотом товаров, подлежащих маркировке, будет осуществлять Центр развития перспективных технологий. [2]

Внедрение маркировки товаров, безусловно, очень важная и значимая инициатива законодателя. Благодаря применению уникальных цифровых кодов снизится доля «серых» товаров в обороте, что приведет к росту налоговых поступлений. Маркировка выгодна как для производителей, так и для покупателей, поскольку она поможет избавить производителей от недобросовестной конкуренции, очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным, защитит брэнды, а для потребителей будет служить подтверждением легальности товара, своеобразным знаком качества.

Эффективная практическая реализация внедрения данной системы обеспечивается административной и уголовной ответственностью за нарушение правил маркировки — Статья 15.12. КоАП Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации и статья 171.1 УК РФ Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В рамках практического осуществления проекта маркировки товаров можно увидеть внедрение цифровых технологий. В частности, разработан Национальный каталог товаров, в котором содержится информация по всем маркированным товарным категориям. Данные из каталога будут использоваться в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарам.

Для того, чтобы в полной мере защитить интересы потребителей, были разработаны приложения «Проверка маркировки товаров» и «Честный знак», которые позволяют проверить легальность приобретаемого (приобретенного) товара, а также сообщить о нарушении. Оценить их эффективность можно, зайдя на сайт для скачивания данных приложений, и проанализировав отзывы пользователей. Несмотря на общую низкую оценку — 1,8 из 5 у «Проверки маркировки товаров» и 2,9 из 5 у «Честного знака», приложения отвечают всем необходимым критериям, и в целом, устраивают потребителей. Однако, среди основных недостатков можно выделить «неудобную авторизацию», «отсутствие некоторых товаров в приложении».

Несмотря на все радужные перспективы, нельзя не упомянуть о проблемных аспектах внедрения маркировки, среди которых можно выделить денежные затраты. По оценке ассоциации производителей детского питания «Русбренд», расходы производителей детского питания на организацию системы маркировки и прослеживаемости составят 13,5 млрд руб. В результате дополнительные расходы для потребителей на ребенка от 0 до 1,5 года составят около 500 руб. в месяц (исходя из меню, рекомендованного ФГБУН «ФИЦ Питания и биотехнологий» для детей раннего возраста) или 3 % от среднемесячного пособия по уходу. [3]

Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) и Российского союза производителей соков (РСПС) отметил, что введение маркировки, по подсчетам двух союзов, может обойтись российским производителям соков и безалкогольных напитков в 30–40 млрд руб. Кроме того, «для мелких игроков (а их в индустрии 90 %, причем на их долю приходится около 50 % производства безалкогольных напитков и соков) такие затраты могут быть непосильны и приведут к банкротству». [3]

Среди проблемных аспектов можно выделить также увеличение нагрузки на информационные системы (проблема технического взаимодействия с ЦРПТ, поиск IT-решений для передачи информации), проблему качества контрольного (идентификационного) знака (некачественная полиграфия и высокий процент брака RFID чипов). [4]

Таким образом, внедрение системы маркировки является трудоемким и сложным процессом, который уже сталкивается с первыми проблемами практической реализации. Чтобы сделать маркировку эффективным инструментом учета и контроля оборота товаров, необходимо провести корректировку нормативно-правовой базы, предотвратить банкротство мелких производителей и рост цен, осуществить интеграцию информационных систем контролирующих органов, усовершенствовать мобильные приложения для самостоятельной проверки товаров потребителями. Несомненно, все эти инициативы будут зависеть от грамотного применения современных цифровых технологий и эффективного взаимодействия всех субъектов системы маркировки товаров.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»
  2. Как будет работать единая система для борьбы с нелегальным товарооборотом // http://www.cnews.ru/. URL: http://www.cnews.ru/articles/ 201827_kak_budet_rabotat_edinaya_sistema_dlya_borby_s_nelegalnym_tovarooborotom (дата обращения: 13.04.2019).
  3. Производители предупредили о росте цен на детское питание и лимонад // https://www.rbc.ru/. URL: https://www.rbc.ru/business /20/05/2019/5ce280799a79471839341bb0 (дата обращения: 26.05.2019).
  4. Государственная информационная система маркировки товаров // http://www.tadviser.ru/. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Государственная_информационная_система_маркировки_товаров (дата обращения: 13.04.2019).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 348-349):
Часть 5 (стр. 335-407)
Расположение в файле:
стр. 335стр. 348-349стр. 407

Молодой учёный