Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогика
18.01.2020
8766
Поделиться
Библиографическое описание
Волкова, О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников / О. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 407-408. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66406/.


В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, семья, образовательные учреждения, личность ребенка.

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников

Проблема профессионального самоопределения обучающихся долгое время не рассматривалась как самостоятельное направление. Сегодня необходимо решать эту проблему с уклоном на личность ученика. Самоопределение— это центральный механизм становления зрелости личности, состоящий из осознанного выбора старшеклассником своего места в будущей профессии и общества в целом [1, с.56]. Появление потребности в самоопределении говорит о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять свою собственную, ни от кого не зависящую позицию в структуре информационных, духовных, коммуникативных, профессиональных и прочих связей с другими людьми. Самоопределение также рассматривают как сознательный выбор и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.

Выделяется два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический уровень (реальные изменения статуса человека в обществе)

Выбор профессионального пути в немалой степени определяет дальнейшую судьбу человека. Удовлетворенность или неудовлетворенность состоянием жизни напрямую связана с трудоустройством и построением своей карьеры в дальнейшем.

Для выбора будущей профессии необходимо понимать какие цели старшеклассник хотел бы воплотить в жизнь, обладать знаниями об окружающем мире, мире профессий. Так же немаловажно развивать в ребенке самостоятельность, умение нести ответственность за свой выбор и базу знаний, которая поможет сделать правильный шаг при выборе профессии.

В настоящее время проблема профессионального самоопределения пока не решается должным образом. Старшеклассники совершают столь важный выбор зачастую интуитивно, под влиянием некоторых факторов: навязывание профессии родителями, школой, друзьями. Поэтому очень важно помочь ребенку не совершить ошибку в данном выборе.

Личность подростка еще окончательно не сформирована, поэтому психолого-педагогическая работа будет благоприятно влиять на гражданские и нравственные качества учащихся. Поэтому в психолого-педагогической работе со старшеклассниками нужно учитывать то, что методы развития личности необходимо сочетать с методами, которые способствуют социальному и профессиональному самоопределению, а работа в этом направлении должна стать главным этапом целостного становления личности.

Решить эту проблему можно только путем объединения усилий всех субъектов образовательного процесса с представителями и специалистами других близких сфер деятельности. Взаимодействие с ними должно быть направлено на улучшение системы развития рынка труда и системы образования.

Поэтому в каждом образовательном учреждении нужно создать соответствующие социальные и педагогические условия для работы по становлению правильного профессионального самоопределения учащихся. Чем осознаннее и точнее будет самоопределение, тем больше вероятность получения обществом настоящего специалиста-профессионала.

Именно поэтому очень важной задачей является помощь старшеклассникам в определении выбора профессии, которая отвечает их способностям, потребностям и получив которую они смогут принести пользу обществу, способствовать его духовному, нравственному и патриотическому развитию [2, с.84].

Человек должен постоянно приспосабливаться к новым тенденциям и возможностям общества, а также учитывать вероятность развития профессии и себя в ней, научиться рациональному планированию своей будущей жизни. Смена работы, окружения людей в рабочем коллективе меняется 3–5 раз в течение карьеры и должна помогать человеку сохранять жизненный тонус, профессиональную форму, умение встречать трудности в психологической готовности.

По данным Министерства труда Российской Федерации, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни меняют несколько профессий. Вследствие возникающих проблем профессионального самоопределения, человек должен быть готов к профессиональной переподготовке, адаптации в новой профессии и новому рабочему коллективу.

Таким образом, можно сказать, что профессиональное самоопределение личности — это длительный и сложный процесс, который охватывает значительный период жизни человека. Его правильность определяется взаимосвязью психологических возможностей с требованиями профессиональной деятельности, а также умения личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в построении своей профессиональной карьеры.

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в системе общества, требований к нему как к профессиональному работнику. Зачастую на первый план выходят такие профессиональные качества личности, как предприимчивость, ответственность, интеллектуальность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и желание расти и развиваться в профессии и как личность в целом.

Литература:

  1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2001.
  2. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников, 2005.
  3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис, 1996.
  4. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996.
  5. Боровиков, С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности,1991.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
профессиональное самоопределение
семья
образовательные учреждения
личность ребенка
Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 407-408):
Часть 6 (стр. 403-481)
Расположение в файле:
стр. 403стр. 407-408стр. 481

Молодой учёный