Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Перспективы дальнейшего развития отрасли грузоперевозок в России железнодорожным транспортом

Экономика и управление
23.02.2020
1609
Поделиться
Библиографическое описание
Пенькова, А. О. Перспективы дальнейшего развития отрасли грузоперевозок в России железнодорожным транспортом / А. О. Пенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67632/.


Функционирование экономических взаимоотношений не может осуществляться без транспортной деятельности. Именно благодаря ей происходит формирование и поддержание экономических связей, как на уровне мировой экономики, так и внутри конкретной страны. В статье представлен обзор отрасли грузоперевозок России, а такжерассмотреныперспективы их дальнейшего развития.

Ключевые слова: транспорт, экономика, грузоперевозки, железная дорога, железнодорожный транспорт, ОАО «РЖД».

В 2020–2025 годах ожидается рост объема погрузки на железнодорожной сети ОАО «РЖД» [1]. Это связано с увеличением объёмов каменного угля на экспорт. В том числе на экспорт в восточном направлении на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Такому увеличению будут способствовать следующие факторы:

  1. Реализация первого и второго этапов программы развития Восточного полигона.
  2. Развитие перевалочных портовых мощностей.
  3. Реализация инвестиционных проектов компаний угольной отрасли, направленных на увеличение добычи и обогащение угля.

С прогнозом грузооборота на сети ОАО «РЖД», а также структурой погрузки грузов по всем видам сообщения можно ознакомиться в таблицах 1 и 2.

В то же время потенциал роста объемов экспорта каменного угля в западном направлении не планируется, что связано со снижением уровня потребления угля в европейских странах и активным развитием возобновляемых источников энергии.

Таблица 1

Прогноз перевозки грузов игрузооборота железнодорожного транспорта на сети ОАО «РЖД» (базовый сценарий)

Год

Перевозка грузов, млн т

Грузооборот, млрд т-км

2020

1339

2728

2021

1369

2802

2022

1400

2877

2023

1434

2954

2024

1479

3051

2025

1526

3166

Таблица 2

Структура погрузки грузов по всем видам сообщения, млн т (базовый сценарий)

Год

2018

2025

Удобрения

4,6 %

5,0 %

Стройматериалы

14,9 %

15,4 %

Лесные грузы

3,5 %

3,8 %

Черные металлы

6,1 %

5,8 %

Руды металлические

10,6 %

10,5 %

Нефтяные грузы

18,3 %

16,0 %

Уголь и кокс

29,9 %

31,6 %

Прочие грузы

12,1 %

11,9 %

Общее количество, млн т

1290

1526

Увеличение контейнерного грузопотока представляет собой одну из приоритетных задач, зафиксированных в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» [1]. Прогноз объема транзитных перевозок контейнеров планирует увеличение текущего объёма в 3,7 раза. Ключевой фактор для значительного роста объемов погрузки заключается в развитие железнодорожной инфраструктуры.

К 2024 году благодаря проведению мероприятий по увеличению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей грузооборот увеличится до 180 млн т. Транспортировка грузов будет осуществляться по направлению к пограничным переходам и портам Дальнего Востока. Это поспособствует увеличению экспортных поставок угля в восточном направлении.

Такое планируемое развитие инфраструктуры железной дороги привлечёт грузопотоки, сформированные в новых районах угледобычи, а именно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Вследствие прироста добычи на основных месторождениях Восточного полигона, в перспективе к 2025 году грузовая база может составить до 144,5 млн т дополнительно к уровню 2012 года.

Проект «Транссиб за 7 суток» [2] будет способствовать развитию инфраструктуры Восточного полигона, в особенности это коснётся расширения сети скоростных железнодорожных перевозок. Основная цель данного проекта заключается в сокращении времени перевозок контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России до 7 дней к 2024 году.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» до 2025 года включает в себя дополнительно три проекта, цель которых заключается в росте объема погрузки грузов:

  1. Проект по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. К 2020 году проект позволит обеспечить перевозку грузов железнодорожным транспортом к портам Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн т, а также оптимизирует работу Краснодарского железнодорожного узла.
  2. Проект по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна. Целью проекта к 2025 году является освоение объема перевозок грузов в объеме до 165,7 млн т на ближних и дальних подходах к портам Северо-Западного бассейна.
  3. Проект по комплексному развитию участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги. Проект обеспечит к 2020 году перевозку грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл — Курагино в объеме до 15 млн т.

Также следует отметить, что на сегодняшний день были подписаны три важных концессионных соглашений:

  1. Соглашение о строительстве Северного широтного хода. Данное соглашение создаёт провозные способности для вывоза 23,9 млн т грузов с месторождений в северных районах Западной Сибири и сокращает протяженность транспортных маршрутов до портов Северо-Западного бассейна.
  2. Соглашение о строительстве железнодорожной ветки Кызыл — Курагино. Данное соглашение обеспечит вывоз угля с Элегестского угольного месторождения до 15 млн т.
  3. Соглашение о строительстве на Таманском полуострове железнодорожной инфраструктуры. Данное соглашение даст возможность перевозки грузов в направлении перегрузочных терминалов ГК «ОТЭКО».

Предполагается внедрить долгосрочные контракты между грузоотправителями и перевозчиками с закреплением тарифов и объемов перевозок, что обеспечит дополнительные мощности для инфраструктуры ОАО «РЖД». К этим контрактам также относятся тарифы ship-or-pay и инвестиционных тарифы.

До 2025 года в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» закреплен принцип формирования тарифа на перевозки по формуле «инфляция минус 1».

Среди новых направлений инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» следует отметить проект строительства в морском порту Мурманск угольного терминала «Лавна» и проект нового специализированного порта на Дальневосточном побережье в бухте Суходол морского порта Владивосток. К 2022 году осуществление этих проектов позволит создать новые мощности по перевалке угля с объемом 18 млн т и 12 млн т в год соответственно.

Литература:

  1. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года, утвержденная распоряжениемПравительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р.
  2. Восточный полигон — Транссиб и БАМ // ОАО «РЖД». URL: http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5128&layer_id=3290&id=2084.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
транспорт
экономика
грузоперевозки
железная дорога
железнодорожный транспорт
ОАО «РЖД»
Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 294-296):
Часть 5 (стр. 267-345)
Расположение в файле:
стр. 267стр. 294-296стр. 345

Молодой учёный