Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Требования к личности и имиджу современного учителя

Педагогика
28.02.2020
842
Поделиться
Библиографическое описание
Сурмина, О. А. Требования к личности и имиджу современного учителя / О. А. Сурмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67703/.


В настоящее время, во время грядущих и уже произошедших перемен в системе образования, все чаще возникает вопрос о необходимости новой школе нового учителя. Каким же должен быть этот учитель? Какими личностными качествами должен обладать современный педагог?

Ключевые слова: личность учителя, имидж, требования современной образовательной системы, культурное поведение.

В настоящее время, во время грядущих и уже произошедших перемен в системе образования, все чаще возникает вопрос о необходимости новой школе нового учителя. Каким же должен быть этот учитель? Какими личностными качествами должен обладать современный педагог?

Личность — это формируемая под действием окружающей социальной среды динамичная, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и его деятельности.

Требования современной образовательной системы ставит перед всеми участниками педагогического процесса и прежде всего перед учителем новые задачи, требует обновленных знаний, практических умений и творческого подхода к делу.

2010 год был объявлен Президентом РФ Годом учителя, в этой связи произошли значительные перемены в понимании сущности личности педагога. Центральное место в педагогической профессии занимают профессионализм, мастерство, творческий подход к делу.

Учитель, в чьи непосредственные обязанности входит не только обучение подрастающего поколения, но и воспитание его, просто обязан быть высокоинтеллектуальной, творческой личностью. Творчество как таковое должно стать составной частью имиджа современного педагога.

Рассматривая профессиональную деятельность педагога, необходимо выделить субъекта этой деятельности — специалиста — профессионала, глубоко вникающего в трудности ученика и способного оказать ему психолого-педагогическую поддержку на разных этапах обучения, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых учений и навыков.

Несомненно, каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть учителем. Педагогу необходимо объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии; уметь адекватно оценивать и корректировать свое поведение, иметь высокий уровень познавательной активности и волевой саморегуляции. Представитель педагогического сообщества должен владеть общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения, педагогического общения. Обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности учителя являются уважения, знания, понимание и признание своего ученика как личности, со специфическим своеобразным набором индивидуальных черт и характеристик. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок — это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.

Надо отметить, что педагог является для обучающихся организатором учебной деятельности, выступает в качестве проводника, облегчающего педагогическую коммуникацию. В этой связи педагогу обязательно надо развивать свои организаторские, коммуникативные способности, обеспечивающие умения управлять процессом усвоениями учащимися знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную и исследовательскую активность его участников.

В повседневной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на поведение, образ мышления, миропонимание и мировосприятие человека. Этот феномен психологи называют понятием «профессиональная ментальность». Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентаций, специфических особенностей понимания действительности и отношения к ней. Профессиональная ментальность представляет собой комплекс глубинных, как правило, неосознанных личностных характеристик, которые присущи представителям конкретной профессии и обусловлены ею. Необходимость и возможность формирования потребности в творческой деятельности у будущих учителей зависит от самого субъекта этой деятельности — от учителя. В связи с этим огромное значение приобретает его профессиональная деятельность, которая становится вполне закономерно объектом творчества.

В набор специальных знаний, умений современного учителя, столь необходимым в современных условиях для формирования многогранной личности педагога, ставших сегментом его имиджа, входят:

– знания в области преподаваемого предмета: знание требований федерального и регионального стандартов, высокая базовая теоретическая подготовка, знание межпредметных связей преподаваемого предмета с другими науками, осознание философских и социально-образовательных предпосылок знаний по данному предмету и его места в информационном мире;

– знание в области педагогики и психологии: знание фундаментальных педагогических и психологических течений и теорий, которые могут повлиять на осмысление педагогического процесса; знанием современных концепций гуманизации образования; ориентация на гуманистические принципы в преподавании предмета; владение учителем умениями анализировать свою профессиональную деятельность с точки зрения педагогики и психологии.

Предметно-методические умения учителя: способность ставить цели и прогнозировать результаты своей деятельности; умение адаптировать учебный материал к условиям различных классов на основе современных педагогических технологий.

Творческая и опытно-поисковая деятельность: умение анализировать имеющиеся педагогические инновации, соотносить их с собственными интересами и достижениями, применять в собственной практике; умение обобщать и анализировать собственный опыт и на основе этого анализа строить свою дальнейшую работу.

Современный учитель — носитель речевой культуры, уверенно владеющий различными методами вербальной и невербальной коммуникации. Учитель, работающий в школе, всегда внимательно относится не только к своей речи, но и к своему имиджу. Хорошо продуманный имидж работает на педагога и помогает ему успешно шествовать по жизни.

Физический имидж — здоровье, стиль одежды, прически и макияж. Психологический имидж — характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж — роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности.

Особое внимание к имиджу учителя определяется следующими обстоятельствами:

– влияние учителя в современной школе во многом носит неформальный психологический характер;

– дети считают имидж учителя одним из профессионально значимых качеств;

– личность педагога становится заметной лишь на определенном культурном фоне.

Таким образом, профессиональный имидж учителя отражает значимые с позиции массового сознания особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога.

Литература:

  1. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа. — М., Владос, 2004.
  2. Калюжный А. А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. — № 3 (19). — М., ГУУ, 2006. — С. 59–63.
  3. Сергеева Т. Б., Горбатько О. И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения. // Педагогика, 2006. № 10.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
личность учителя
имидж
требования современной образовательной системы
культурное поведение
Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 173-175):
Часть 3 (стр. 149-221)
Расположение в файле:
стр. 149стр. 173-175стр. 221

Молодой учёный