Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Юриспруденция
24.04.2020
2220
Поделиться
Библиографическое описание
Зевакова, Е. И. Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства / Е. И. Зевакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69183/.


Соблюдение трудовых прав граждан является одной из острых проблем современности, поэтому не теряет актуальности исследования. Институт защиты граждан в рассматриваемой сфере осуществляется через Федеральную инспекцию труда в сотрудничестве с прокуратурой.

Проанализировав статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что ежегодно выявляются нарушения в сфере трудового законодательства и данное направление является одним из приоритетных для прокуратур всех уровней. В 2019 году прокурорами было выявлено 377 667 нарушений в сфере оплаты труда, что на 14,4 % меньше, чем в 2018 году, но количество постановлений о привлечении лиц к административной ответственности и количество возбуждённых уголовных дел возросло.

Пункт 7.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» закрепляет обязанность прокуроров защищать трудовые права граждан, провозглашённые и гарантируемые Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет свою деятельность в целях:

− обеспечения верховенства закона;

− единства и укрепления законности;

− защиты прав и свобод человека и гражданина;

− а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Защита и соблюдение всеми органами и организациями трудовых прав граждан является частью прокурорского надзора. Соответственно, это законодательно-закреплённое положение о роли прокуратуры подчеркивает её правозащитную функцию.

В соответствии со ст.ст. 353, 365 Трудового Кодекса Российской Федерации) трудовая инспекция осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, затрагивающих трудовые отношения вместе с прокуратурой РФ. Таким образом, надзорные функции, возложенные на прокуратуру, шире, чем обозначенные в Федеральном законе «О прокуратуре», и подробнее раскрываются в других нормативно-правовых актах.

В прокурорской практике встречается ряд проблем, связанных с исполнением трудового законодательства.

Во-первых, проведение прокурорских проверок должно быть ориентировано не только на соблюдение требований трудового законодательства, но и на исполнение подзаконных нормативных актов, которые издаются в соответствии с ТК РФ. Следовательно, нужно тщательно проверять подзаконные акты организаций, но на практике это является существенной проблемой.

Во-вторых, индивидуальные предприниматели не включены в список контролируемых объектов.

В связи с активным развитием малого бизнеса и предпринимательства в экономическом секторе России в настоящее время важно учитывать среди объектов данного надзора за физическими лицами — индивидуальных предпринимателей. В связи с чем предлагаю ст. 21, 26 ФЗ «О Прокуратуре» дополнить положениями, включающими ИП в число поднадзорных [2].

Теперь необходимо рассмотреть полномочия прокуроров в сфере трудового права.

  1. Прокурор в соответствии с абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ имеет право требовать от государственной инспекции труда проведения внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям.
  2. Работодатель, в свою очередь, обязан в течение суток направлять в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая извещение при групповом (два и более человека), тяжелом или несчастном случае со смертельным исходом (абз. 3 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ). Акт о расследовании такого несчастного случая также направляется в прокуратуру (ч. 2 ст. 230.1 ТК РФ). Данные обстоятельства необходимы прокурору для последующей проверки с целью выявления лиц, виновных либо причастных к данному событию.
  3. Прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ участвует в делах о восстановлении на работе и дает свое заключение о правомерности расторжения трудового договора. Также прокурор может обратится в суд с заявлением на решение комиссии по трудовым спорам, не соответствующее трудовому законодательству (ст. 391 ТК РФ)
  4. В рамках ст. 1 ФЗ «О прокуратуре» прокуроры осуществляют административное и уголовное преследование лиц по делам, связанным с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Прокурор также имеет право на подачу иска в рамках гражданского или административного судопроизводства, когда потерпевший не может самостоятельно защитить свои права или когда нарушение обладает особым социальным характером.

Для того, чтобы повысить эффективность прокурорского надзора в сфере исполнения трудового законодательства необходимо:

1) осуществлять систематически анализ информации о состоянии законности в сфере труда на основе данных, которые предоставляю правоохранительные органы и органы контроля;

2) привлекать специалистов, которые будут способствовать более качественному выяснению вопросов, подлежащих проверке;

3) не выходить за пределы полномочий прокурора при проведении проверок, а именно не затрагивая оперативно-хозяйственную и организационную деятельность организаций. На наш взгляд, прокурор не вправе вмешиваться в деятельность субъектов по вопросам оперативно-хозяйственной деятельности, в частности, по изданию и принятию технологических инструкций и маршрутных карт, по экономическим и организационным решениям работодателя, не запрещенных законом, даже в тех случаях, когда подобные решения привели к потерям прибыли или иным образом негативно отразились на экономических интересах организации [1,с. 78].

Такая же точка зрения изложена в приказах Генерального прокурора РФ и информационных письмах Генеральной прокуратуры РФ, в которых подчеркивается, что прокуроры не должны подменять контролирующие органы и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать ряд выводов.

Осуществляя прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства, прокуроры тем самым способствуют развитию рынка труда в России, повышению стабильности в области трудовых отношений между работником и работодателем, становлению правового социального государства, которое призвано соблюдать и реализовывать права граждан в сфере труда [1,с. 79].

Спектр прокурорского надзора в сфере исполнения трудового законодательства достаточно широк и необходимо более тщательно конструировать взаимодействие прокуратуры с правоохранительными и контролирующими органами.

Литература:

  1. Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства как одно из приоритетных направлений в деятельности прокуроров // Юридическая наука. — 2018. — № 15. — С. 77–79.
  2. Чуванова Г. В. Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 19(63).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
трудовые права
прокурорский надзор
трудовое законодательство
защита прав граждан
полномочия прокуроров
индивидуальные предприниматели
несчастные случаи на производстве
восстановление на работе
трудовые споры
административное и уголовное преследование
Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 193-195):
Часть 3 (стр. 159-229)
Расположение в файле:
стр. 159стр. 193-195стр. 229

Молодой учёный