Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Творческие задания на уроках в начальной школе

Научный руководитель
Педагогика
01.05.2020
2578
Поделиться
Библиографическое описание
Зарипова, Г. Н. Творческие задания на уроках в начальной школе / Г. Н. Зарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 496-498. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69422/.


В статье раскрывается значение активного использования творческих заданий в условиях внедрения ФГОС. Значимость подобных заданий связано с необходимостью развивать познавательную активность, интеллектуального творчества младших школьников. Автор статьи предлагает некоторые творческие задания для использования в работе с младшими школьниками. Особенно обращается внимание на речевое развитие учащихся и игровой характер взаимодействия.

Ключевые слова: познавательная активность, творческое задание, интеллектуальное творчество, логическое мышление, речевое развитие, младший школьник.

С внедрением ФГОС на всех ступенях обучения актуализировалась проблема разработки новых образовательных подходов, выбор содержания, средств, организационных форм и методов обучения, которые должны «способствовать развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также нестандартному решению профессиональных задач» [1, с. 13]. В современной литературе по педагогике как средство развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся предлагаются творческие задания и задачи. Как отмечается в научной педагогической литературе, «творческие задачи (задания) меняют доминанту с репродуктивнй схемы: готовые знания — усвоение знаний — контроль прочности усвоения знаний на схему поисковой познавательной деятельности: проблема — многовариантный поиск решения — выбор оптимального решения» [2, с. 75].

Т. Е. Милехина выделяет следующие признаки творческих заданий:

– «наличие цели решения, диктуемой требованиями или вопросом к задаче;

– необходимость учета условий и факторов, являющихся предпосылкой применения способа решения и правильности самого решения;

– наличие или необходимость выявления построения способа решения;

– ориентация на стимулирование творческой деятельности учащихся» [3, с. 50].

Значимым является включение подобных заданий уже на начальном этапе обучения в школе. Как показывают наши наблюдения, в учебниках не всегда в достаточном количестве предлагаются задании творческого характера. Так, в 4 классе на уроках по предмету «Окружающий мир» изучается тема «Изобретение книгопечатания». Авторы учебника сначала предлагают теоретический материал, а затем — ответить на вопрос: «В чём важность изобретения книгопечатания?» [4, с.21]. Мы предлагаем для более детального изучения темы предложить ученикам творческое задание, сформулированное следующим образом: «Первым печатным книжным изданием на Руси считается «Апостол». Она была издана в 1564 году. Представьте, что печатниками этой книги являетесь вы, охарактеризуйте свой труд». Понятно, что это — задание открытого типа, здесь не может быть одно верное решение. Учащиеся в группах совещаются, записывают некоторые решения, предлагают свои идеи по книгопечатанию перед одноклассниками. Далее детям интересно будет представить фотографию данной книги и попросить отметить особенности издания. Ожидается, что учащиеся отметят такие особенности: буквы в книге выполнены в рукописном стиле, это означает, что печатники вылили специальный шрифт, который был привлекателен своей красивой формой, завитками и линиями. Для удобства читателей сделаны равномерные пробелы между словами, отступы от края страницы, которые были одинаковы слева и справа. Также в книге «Апостол» сделаны гравюры. Таким образом, благодаря творческому заданию, учащиеся получают дополнительную информацию об истории книгопечатания, развивают нестандартное мышление.

Дополнительные творческие задания можно предлагать и на уроках русского языка. Например, интерес может вызвать такое задание: некоторые слова имеют переносное значение. Вам предлагаются три существительные, которым нужно подобрать одно общее определение.

Пирог, поцелуй, сон (ожидаемый ответ: сладкий).

Утро, отношения, человек (ожидаемый ответ: добрый).

Платье, место, история (ожидаемый ответ: новый).

Футболка, девица, книга (ожидаемый ответ: красный).

Урожай, человек, страна (ожидаемый ответ: богатый).

Час, голос, ночь (ожидаемый ответ: тихий).

Данное задание имеет логико-поисковый характер, проверяет и словарный запас учащихся, и умение логически мыслить. Такое задание можно предложить учащимся 2–4 классов, так как в возрасте 8–11 лет наиболее успешно развиваются операции сравнения, логического вывода, обобщения в процессе контроля и самоконтроля. При этом учёные отмечают, что «научные исследования и опыт педагогов показывает, что неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас могут существенно затормозить процесс творчества школьника» [5, с.135].

Задания игрового характера пользуются особой любовью у учащихся младших классов. Интересной является игра «Что на что похоже?». Один из учащихся выходит из кабинета, а остальные загадывают какой-либо предмет: очки, кресло, фонарь, скамья, вилка, часы и др. Отгадывающий заходит в кабинет и спрашивает у любого ученика, на что похож загаданный предмет. Он может спрашивать у неограниченного количества учащихся, пока не назовет загаданный предмет. Игра очень привлекает учащихся, они развивают такие операции как сравнение, логическое мышление.

Итак, подводя итоги, считаем важным заметить: творческие задания являются значимым средством повышения познавательной активности младших школьников. Такие задания могут использоваться практически на всех уроках, благодаря такой работе у школьников развиваются творческое мышление, способность к научному творчеству. В то же время необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. Так, на протяжении всего начального этапа обучения в школе у учащихся сохраняется интерес к обучению через игру; также в данном возрасте необходимо обратить внимание на речевое развитие школьников как важном факторе раскрытия интеллектуального творчества.

Литература:

1. Вербицкий А. А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. — М.: Знание, 2009. — 64 с.

2. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т. Теория решения изобретательских задач: научное творчество: учеб. для вузов. — М.: Юрайт, 2020. — 124 с.

3. Милехина Т. Е. Развитие познавательного интереса младших подростков в процессе обучения с помощью индивидуальных творческих заданий: дис. … канд. пед. наук. — М., 1996. — 169 с.

4. Окружающий мир. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова и др. — М.: Просвещение, 2018. — 224 с.

5. Симановский А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: монография. — М.: Юрайт, 2020. — 188 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
познавательная активность
творческое задание
интеллектуальное творчество
логическое мышление
речевое развитие
младший школьник
Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 496-498):
Часть 7 (стр. 467-545)
Расположение в файле:
стр. 467стр. 496-498стр. 545

Молодой учёный