Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

Педагогика
22.05.2020
463
Поделиться
Библиографическое описание
Романчук, М. В. Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания / М. В. Романчук, Г. В. Польченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 704-706. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70402/.


В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Ключевые слова: экологическое воспитание, культура, экологическое сознание, игровая технология, игра.

В современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего образования. При этом экологическое образование подрастающего поколения является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности [1, с.55]. Уже с дошкольного возраста родители и воспитатели начинают формировать экологические понятия у детей. Воспитывать любовь к природе и их обитателям является основным стержнем. Говоря об экологическом воспитании следует характеризовать это понятие как основное в структуре экологического образования.

Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов [2,с.6].

В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности.

Дети приходят в школу совсем еще наивными и чистыми созданиями. Они гораздо более чувствительны ко всему, включая проблемы экологии. Младшие школьники не имеют достаточного представления о том, какие поступки и поведение людей действуют на природу разрушающе, но минимальные понятия они уже усвоили в дошкольном учреждении

Экологическое воспитание в начальных классах имеет свою особенность — процесс воспитания должен стать более комплексным. У детей меняется ведущий вид деятельности (с игровой на учебную), наглядно-образное мышление сменяется абстрактным, развивается потребность к труду в природе, но соответствующих знаний и умений им все еще не хватает. Поэтому формы и методы воспитания все еще строятся на играх, экспериментах, наблюдениях, опытах в сопровождении бесед.

Само понятие экологической культуры определяется Н. Ф. Виноградовой, как способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.

Под воздействием экологической культуры складывается экологическое поведение. В процессе развития у детей экологического сознания и экологической культуры надо помнить о необходимости развивать этические, нравственные, гражданские, экологические, общекультурные ценности, без которых весь процесс познания превращается в акт накопления информационного багажа.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

Игровая технология характеризуется тем, что средства, активизирующие деятельность учащихся, составляют главную её идею и основу эффективности результатов. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (весы, бинокль), по-другому оформить атрибуты. С помощью взрослого дети могут починить игрушку.

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которая рассматривается как «важное средство формирования экологической культуры личности ребёнка».

Экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет дошкольный и школьный возраст, который является начальной ступенью в формировании ответственного и трепетного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу. Задача учителя — сформировать экологическую культуру у учащегося в учебной деятельности. Отлично в этом поможет игра как средство. Так как именно она остается ведущей в начальной школе.

Литература:

  1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Бесова М. А. В школе и на отдыхе: познавательные игры для детей 6–10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1998 г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экологическое воспитание
культура
экологическое сознание
игровая технология
игра
Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 704-706):
Часть 9 (стр. 643-721)
Расположение в файле:
стр. 643стр. 704-706стр. 721

Молодой учёный