Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Этика, проблема субстанции, происхождение государства Бенедикта Спинозы

Философия
02.08.2020
720
Поделиться
Библиографическое описание
Стрекаловская, Е. В. Этика, проблема субстанции, происхождение государства Бенедикта Спинозы / Е. В. Стрекаловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72982/.


Проблема субстанции.

За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Бенедикт Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Рене Декарт, знакомство с трудами которого подвигло Спинозу на занятия философией, обосновывал существование двух сотворенных Богом самостоятельно существующих и не взаимодействующих субстанций: мыслящей и протяжённой (телесной).

Однако дуализм (признание двух самостоятельных субстанций) породил затруднения, с которыми Декарт и его последователи картезианцы не справились. Основным недостатком теории Декарта о субстанции Спиноза считал ее дуализм, он видел в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности, то есть субстанции, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то или чем-то иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него. Отсюда противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога. Получившееся противоречие философ попытался решить, выдвигая своё самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

«не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими субстанциями»;

«существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога»;

«природа и Бог — едины; не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой; Бог внутри Природы; «Субстанция», «природа», «Бог» — эти понятия у Спинозы равнозначные и взаимозаменяемые».

«только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» — единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции — Природы-Бога»;

«сама субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима) и неподвижна».

Декарт считал, что он разрешил это затруднение, доказав существование Бога. Он предположил, что совершенный Бог не может быть обманщиком. По его учению, от Бога исходят все наши ясные и отчётливые и потому истинные мысли («идеи»), в том числе и о внешнем мире. Спиноза же утверждал, что есть лишь единственная бесконечная, вечная и неизменная субстанция. Лишь она одна обладает полнотой бытия в собственном смысле слова, будучи причиной самой себя. Спиноза полагал, что он преодолел затруднения Декарта. Исходный пункт его философии — не мыслящий субъект, а объективно существующая субстанция, и потому проблема перехода от мыслей субъекта к внешнему миру отпала.

Этика.

Этика для Бенедикта Спинозы — это физика нравов. Спиноза отвергал свободу воли, он отрицал существование воли, которую отождествлял с разумом. Добра и зла в мире, по его мнению, вовсе не существует; всё действительное само по себе совершенно: добро и зло, активность и пассивность, могущество и бессилие — это лишь различия в степенях, основой добродетели служит стремление к самосохранению; содержание этики указывается познанием.

Спиноза считал, что необходимость не исключает свободу, как свобода не исключает необходимость, они не противоречат. Свобода противопоставлялась не необходимости, а принуждению и насилию. В 4 и 5 частях своего произведения эта тема была раскрыта. Конкретно в 4 части, названной «О человеческом рабстве, или о силе аффектов».. Теорема 24.

«Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять свое существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе».

Абсолютно каждый человек обязан стать свободным, мудрым и радостным и иметь мужество проделать этот путь к совершенству: это — своего рода познание самого себя и собственных усилий, упорствовать в своем бытии и познании Всего сущего.

В конце пути — свобода, избавленная от эмпирических колебаний и реализующаяся в слиянии с человечеством и миром в единое целое.

Однако свобода тоже противоречива. Свобода у Спинозы, достигаемая при помощи достоверного знания, не устраняет аффектов, — это невозможно. Свобода проясняет их, благодаря осознанию места этих аффектов, в цепи универсальной. Свобода и активна, и пассивна. Активность связана с тем, что человек, развивающий только разумную деятельность, получает возможность управлять своими аффектами, а человек лишен свободы воли, он лишь частичка мировой системы. Свободен только Бог, все его действия продиктованы своей собственной необходимостью. Человек — это часть природы, именно поэтому он включен в необходимость, но он — как утверждает Спиноза, существо особого рода, так как кроме протяжения (атрибут субстанции, выраженный в природе) обладает атрибутом мышления (атрибут субстанции, выраженный в деятельности человека), разумом. Свобода воли человека ограничена, она сводится по сути дела к определенной степени разумного поведения. Свобода заключается в самоопределении в соответствии с природой.

Спиноза решительно отверг идею свободы воли в своём трактате. Свободная воля как таковая, по мнению Спинозы — фикция; понятие истинной свободы совпадает с понятием внутренней необходимости; его противоположность есть детерминированность извне. Когда люди не знают детерминирующих причин, тогда они воображают, что действуют вообще без причины, по собственной воле; но, как очевидно, это — воображаемая свобода.

Если бы брошенный камень, сознавая свое движение, но игнорируя воспринятый толчок, мог говорить, он сказал бы: ничто не заставляет меня летать, я делаю это по собственному стремлению. Так именно грудной ребёнок относится к молоку матери, разгневанный человек — к мести, трусливый — к бегству; они воображают, что действуют свободно, потому что не знают, какими причинами обусловлены их влечения.

Происхождение государства и права.

Государству предшествует нестабильный и конфликтный характер. Естественное право человека простирается до предела, до которого простирается его мощь. Человек имеет столько прав, сколько имеет силы; интересы людей вступают в противоречия, решаемое борьбой за утверждение своих прав.

Самосохранение человека лучше всего обеспечивается господством разума (разум предписывает человек искать общения с другими людьми, так как он не сможет в одиночку приобрести все, что ему нужно для жизни) (вне общества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено, он подчиняется чужой силе — поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское). Государство — организация, служащая интересам все членов общества (люди соединяют силы и естественные права, создают государственную власть, чтобы жить наилучшим образом; договор следует за действительным объединением сил людей).

Государство наделено большой властью над гражданами, но его полномочия не безграничны (никто не может отказаться от способности суждения; нельзя заставить человека полюбить того, кого он ненавидит, ненавидеть того, кого он любит). Верховная власть не имеет права посягать на свободу мысли и религиозную свободу (подавление мысли и совести со стороны государства — лицемерие, вероломство, обман). Религиозная свобода подлежит ограничениям (не следует терпеть безбожников; религия должна быть обязательной для граждан в определенных пределах). Государство может контролировать религиозные организации и убеждения граждан.

Лучшая форма государства — та, в которой наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, а также свобода граждан. Его симпатии на стороне демократии. Провозглашая целью государства свободу, мир и безопасность, он не приемлет абсолютистского государства (его политический идеал — республика).

Естественное право (сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все). С образованием государства создается общее для всех право (обеспечивается мощью всех объединившихся людей; общество и государство возникают, когда люди объединяют свои силы). Мир не есть продукт творения (природа не создана Богом; природа и есть Бог).

Литература:

  1. Бенедикт Спиноза «Этика». — Текст: электронный // PRO и CONTRA: [сайт]. — URL: http://vzms.org/spinoza.htm (дата обращения: 18.04.2018).
  2. Философия Спинозы — кратко. — Текст: электронный // Русская историческая библиотека: [сайт]. — URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2649-filosofiya-spinozy-kratko (дата обращения: 19.04.2018).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 166-168):
Часть 2 (стр. 87-171)
Расположение в файле:
стр. 87стр. 166-168стр. 171

Молодой учёный