Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Самовоспитание как средство развития личности

Психология
23.08.2020
2578
Поделиться
Библиографическое описание
Борзиева, З. М. Самовоспитание как средство развития личности / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 111-112. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73249/.


В данной статье будет раскрыта сущность и содержание процесса самовоспитания, рассмотрены основные виды самовоспитания, компоненты или методы самовоспитания.

Ключевые слова: самовоспитание, компоненты или методы и виды самовоспитания.

Каждый взрослый человек приходит к тому мнению, что ему необходимо улучшать свои способности, навыки и умения. Для этого необходимо провести огромную работу по воспитанию своей личности. Всем известно, что воспитание — процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека. То есть с самого рождения на него оказывается воздействие со стороны родителей, воспитателей, педагогов и т. д. При этом важно, чтобы человек сам себя тоже воспитывал. Получается, что воспитание –двусторонний процесс. С одной стороны идет внешнее воздействие на человека, с другой — воздействие человека на самого себя, то есть самовоспитание.

Главной целью самовоспитания является стремление человека приучить себя к чему-то. Считается, что самовоспитание носит положительный характер, потому что человек стремится развить в себе какие-то положительные качества взамен отрицательных. Например, организованность, дисциплинированность, сдержанность и т. п. Формирование таких качеств личности путем самовоспитания начинается в семье, затем продолжается в учебном коллективе и т. д.

Рассмотрим конкретнее, что же такое процесс самовоспитания.

Самовоспитание — это целенаправленная сознательная деятельность человека, направленная на реализацию себя как личности, формирование и усовершенствование моральных, эстетических, физических и трудовых качеств.

Самовоспитание связано с четким осознанием целей, критическим мышлением, способностью к самовыражению, самосовершенствованию.

Как уже говорилось выше, самовоспитание и воспитание находятся в тесной и неразрывной связи друг с другом, так как оба процесса направлены на формирование и развитие личности и требуют от человека одного и того же:

– всестороннее познание себя;

– развитие и совершенствование положительных качеств;

– формирование и развитие знаний, умений и навыков творческого характера.

Самовоспитание всегда формируется через самосознание. Человек учится объективно оценивать себя, видеть свои положительные качества и слабые стороны и работать над ними. Степень самосознания зависит от цели, которую ставит перед собой человек. Это может быть концентрация внимания на какой-либо деятельности, которую он выполняет, либо глубокие размышления над собой, своим внутренним миром.

В соответствии с качествами, которые развивает в себе человек, выделяют следующие виды самовоспитания:

  1. интеллектуальное самовоспитание, главной целью которого является стремление приобрести новые знания, улучшить профессиональные навыки, расширить мировоззрение;
  2. этическое самовоспитание — направлено на улучшение навыков общения, формирование умения вести диалог;
  3. физическое самовоспитание — направлено на улучшение физического состояния организма, ведение здорового образа жизни, занятие спортом;
  4. психологическое самовоспитание — его главной целью является привести в равновесие волевые качества личности.

Самовоспитание является одним из важных факторов формирования личности, развития ее способностей и характера. Именно благодаря самовоспитанию человек стремится подстроить свои собственные личностные качества под общественные требования.

Компонентами самовоспитания являются:

  1. самоанализ личностного развития, то есть размышления человека над какими-то отдельными своими качествами, что способствует более обдуманным действиям и поступкам в будущем;
  2. самоотчет — помогает человеку брать ответственность за свои действия и поступки на себя;
  3. самоконтроль — способствует выявлению качеств характера и оценке своих возможностей;
  4. самооценка — дает возможность объективно оценить себя, взглянуть на себя как бы со стороны и дать оценку отдельным чертам и качествам личности.

Для того, чтобы сформировать в себе эти качества необходимо пользоваться методами самовоспитания. К ним относятся: самоубеждение, самовнушение и самообязательство.

Эти методы становятся некими мотивами, когда человек приступает к какому-то делу. Самоубеждением он убеждает себя в том, что это дело может быть полезным. Самовнушением — в том, что все получится и тем самым, повышается его уверенность в себе. Самообязательство заключается в том, что человек дает себе обещание довести начатое дело до конца.

Подводя итоги, можно сказать, что заниматься самовоспитанием несложно. Главное иметь сильную волю и проявлять упорство.

Литература:

  1. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
  2. Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций — М.: Просвещение, 2004
  3. Шарохина Е. В., Петрова О. О., Долганова О. В. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Просвещение, 2008
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
самовоспитание
компоненты или методы и виды самовоспитания
Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 111-112):
Часть 2 (стр. 87-163)
Расположение в файле:
стр. 87стр. 111-112стр. 163

Молодой учёный