Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Состав и структура цены

Экономика и управление
20.11.2020
6178
Поделиться
Библиографическое описание
Ворошилова, Л. Н. Состав и структура цены / Л. Н. Ворошилова, А. И. Сулюкманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75410/.


В статье рассматриваются состав и структура цены, приводится в качества примера задача, а также выявляются проблемы и предлагаются пути решения

Ключевые слова: цена, состав цены, структура цены, себестоимость, прибыль, налоги, наценки

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики.

Цена — это денежное выражение стоимости товара. Она выступает как экономический индикатор состояния рынка, степени риска и конкуренции, как фактор, отражающий образование прибыли, налогов. С помощью цены измеряется покупательская способность денежных средств, отражается уровень жизни населения. Так же, являясь важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, цена определяет валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий. Цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

В современной экономической литературе принято различать понятия «состав цены» и «структура цены» [2, с. 442].

Состав цены — это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, себестоимость и прибыль, выраженные в рублях). Структура цены — это отдельные элементы, выраженные в % к цене (Рис. 1) [1, с. 139].

Себестоимость

продукции

Прибыль

Акциз

НДС

Снабженческо-сбытовая надбавка

Торговая надбавка

Оптовая цена предприятия без НДС

Отпускная цена предприятия без НДС

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)

Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)

Розничная цена

Рис. 1. Состав и структура цены

Рассмотрим отдельные составляющие цены по элементам [1, с. 138].

  1. Себестоимость

Для предприятия основным по значимости элементом цены является ее себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Регламентация состава затрат определяется налоговой политикой государства. В Российской Федерации принята следующая система калькуляции затрат:

1) сырье и материалы;

2) топливо и энергия на технологические цели;

3) заработная плата производственных рабочих;

4) отчисления на социальные нужды;

5) общепроизводственные расходы;

6) общехозяйственные расходы;

7) прочие производственные расходы;

8) коммерческие расходы.

Статьи с 1 по 7 образуют производственные затраты. В коммерческие расходы включаются затраты на реализацию, такие как реклама, личные продажи, дистрибуция и т. п.

  1. Прибыль

Прибыль в составе цены — это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. Выделяют следующие два вида прибыли:

− валовая прибыль — облагается налогом на прибыль;

− чистая прибыль — получается после вычитания налогов и направляется в фонд накопления или в фонд потребления.

3. Налоги

Налог представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и дохода хозяйствующих лиц и граждан. Выделяют два типа налогов:

− прямые налоги — налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества (налог на прибыль предприятий, налог на имущество, подоходный налог и др.);

− косвенные налоги — налоги, включаемые в цену товара или тариф на оказание работ или услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.).

4. Снабженческо-сбытовые и торговые наценки

Снабженческо-сбытовые и торговые наценки представляют собой наценки оптовых и розничных посредников. Эти наценки включают в себя себестоимость услуг посредников плюс размер прибыли и налоги с оборота.

Рассмотрим в качестве примера задачу.

Себестоимость продукции равна 494 тыс. руб., свободная отпускная цена с НДС составляет 790 тыс. руб., НДС — 20 %. Необходимо представить структуру свободной отпускной цены.

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) = Себестоимость продукции + Прибыль + НДС

НДС = 790 ∙ 0,20 = 158 тыс. руб.

Прибыль = 790–494–158 = 138 тыс. руб.

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) = 494 + 138 + 158

Исходя из решения данной задачи можно сделать вывод, что предприятие получает убыток, т. к. доля себестоимости преобладает над долей прибыли, что в последующем может привести к банкротству предприятия. Для того, чтобы предприятие вышло из кризисной ситуации и в дальнейшем получало прибыль, необходимо снизить затраты на производство продукции, путем:

− сокращения расходов на покупку сырья и материалов, но таким образом, чтобы качество приобретаемых материалов не повлияло на качество производимого предприятием товара;

− сокращения коммерческих расходов (на рекламу, упаковку и т. д.);

− сокращения потерь от брака за счет повышения квалификации сотрудников;

− обновления техники и технологии производства.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара, что позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги. Так, например, преобладающая доля себестоимости оказывает негативное влияние на уровень экономической безопасности предприятия, которое приводит к снижению производительности труда, объемов производимой продукции, к сокращению прибыли предприятия и как следствие, к его банкротству. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли [2, с. 444].

Литература:

  1. Бубнова Т. В. Анализ факторов, влияющих на ценообразование товара / Т. В. Бубнова // Синергия Наук. 2017. № 14. — С. 137–143.
  2. Бакальская Е. В. Особенности ценообразования на российские товары и услуги / Е. В. Бакальская // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 16. С. 442–444.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
цена
состав цены
структура цены
себестоимость
прибыль
налоги
наценки
Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 95-96):
Часть 2 (стр. 77-155)
Расположение в файле:
стр. 77стр. 95-96стр. 155

Молодой учёный