Проблема инноваций в XXI столетии становится актуальной. Большое количество открытий, стремительность развития знаний и науки требует от человека развитого исследовательского, творческого мышления. Происходит изменение позиции человека в образовательном пространстве: он становится субъектом образования. Это изменение влечёт за собой смену смысла и целей образования, высшей ценностью которого становится образованность, осознание собственной индивидуальности через личностный опыт. Современные активные методы обучения иностранным языкам обеспечивают реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве, так как позволяют интегрировать знания в различных областях, а также помогают построить процесс взаимодействия не только в тандеме «учитель-ученик», но и на основе сотрудничества студентов в группе и подгруппах. Современные информационные технологии проникли во все сферы современной жизни, и преподаватели, хотят они того или нет, должны учитывать и использовать их возможности в своей работе.
За последние годы наблюдается повышенный интерес к проблеме методов, чему в немалой степени способствовало появление новых интенсивных методов и технологий обучения языку, рассчитанных на использование в учебном процессе.
Многолетняя практика свидетельствует, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развить ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной дисциплине, поэтому нужна решительная перестройка учебного процесса. В последние годы, как известно, сделано очень многое для развития, например, информационной компетентности преподавателей. К примеру, активное использование преподавателями ресурсов всемирной Сети существенно повысило эффективность самообразования учителей иностранного языка. Службы Интернета предоставляют доступ к новейшей социокультурной, лингвострановедческой и другой ценной информации.
Очевидно, что роль преподавателя в настоящее время меняется, границы между ним и обучаемым становятся прозрачными, что способствует сотрудничеству. Возрастает роль самого обучаемого, который участвует не только в получении знания, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки.
Проблема внедрения в современную систему обучения интенсивных технологий не теряет своей актуальности, прежде всего потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам учебных заведений. На данном этапе развития современных образовательных технологий востребованными являются не только специалисты, имеющие документ о высшем образовании, но их подтверждение в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки и готовность их реализовывать.
Преподавателям необходимо целенаправленно и напористо овладевать интенсивными и интерактивными технологиями обучения: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приёмами, потому что именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки. Тот, кто владеет новым знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. При этом речь идёт не только о студентах или выпускниках учебных заведений, но и о преподавателях с большим профессиональным опытом.
Следует отметить, что до сих пор не разработаны хорошие практические руководства по интенсивным и интерактивным технологиям обучения, содержащие ясные, лаконичные и в то же время полные описания самих технологий, оценки их эффективности. Панфилова А. П., проанализировав данную проблему, свидетельствует, что:
- отсутствуют популярные издания, содержащие теоретическую информацию и практические разработки;
- многие авторы практических разработок не стремятся к тому (или не ставят такую задачу), чтобы по предложенному ими описанию блок- структуры или сценарию игры могли работать начинающие преподаватели;
- хорошие издания игр, как правило, выходят минимальным тиражом и не рассчитаны на широкого потребителя;
- очевидна нехватка новых интерактивных разработок, отражающих проблематику современных рыночных отношений;
- отсутствие авторских прав на деловые и имитационные игры привело к плагиату и некорректному их использованию (в искажённом виде, без ссылок на автора и т. д.), вследствие чего многие авторы-разработчики не публикуют свои игры, имеющие спрос на рынке образовательных услуг [5. С. 4].
Современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности – она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действиями студентов, обучая их процессу самостоятельного учения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал. Решить такие проблемы можно, только разумно сочетая традиционные и интенсивные и интерактивные технологии обучения.
Интенсивное обучение имеет целый спектр методологических преимуществ, связанных, прежде всего, с его развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников друг с другом и с преподавателем. Эффективная работа преподавателя в режиме интенсивного обучения зависит от нескольких условий.
Первое условие – соответствие возможностей преподавателя целям и задачам данной технологии. В зависимости от цели избранной технологии преподавателю приходится выступать в том или ином амплуа– то в роли организатора-лидера, то коммуникатора.
Второе условие – наличие у преподавателя профессионального опыта участия в групповом взаимодействии. Для этого он должен владеть как диалогом, так и мультилогом – структурированным диалогом.
Третье условие эффективности интенсивного обучения связано с соответствующей личностной направленностью самого преподавателя [4. С. 23].
К интерактивным относятся такие обучающие и развивающие личность интенсивные технологии, которые построены на целенаправленной и организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми её участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного процесса, индивидуального стиля общения, рефлексивном анализе или дебрифинге («здесь» и «сейчас»).
В интерактивном обучении существенно, по сравнению с традиционными технологиями, меняется роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих обучаемых, а задача преподавателя – внешнее управление всем процессом обучения и развитие организации взаимодействия студентов.
Таким образом, реализация современных педагогических технологий в процессе обучения связана с:
- актуализацией внедрения современных методов обучения в связи с повышением требований работодателями, а также с жёсткой конкуренцией на рынке труда между выпускниками высших учебных заведений.
- с мобилизацией обучаемых на целостное представление о профессиональных компетентностях и метакомпетентностях, приобретение социального опыта, развитие профессионального, аналитического и практического мышления, что достигается путём использования различных интенсивных и интерактивных технологий.
В последнее время преподаватели иностранного языка, которые идут в ногу со временем и ориентируются на современные технологии обучения, всё больше акцентируют своё внимание на методе кейс-стади, который относится к интенсивным и интерактивным технологиям активного обучения, нацеленным на сотрудничество и деловое партнёрство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знаний.
Вообще, метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. В России же интерес к нему возник в конце двадцатого столетия.
А. Долгоруков даёт следующее определение понятию: метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций [1. С. 2].
Таким образом, непосредственной целью метода case-study является анализ ситуации (кейса), возникающей при конкретном положении дел, и выработка практического решения; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Хороший кейс, по мнению Долгорукова, должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
- не устаревать слишком быстро;
- быть актуальным на сегодняшний день;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений [1. C. 5].
Поэтапную работу над ситуацией в аудитории можно представить следующим образом.
- Этап введения в кейс, ознакомление студентов с ситуацией.
- Анализ ситуации. На данном этапе участники задают руководителю вопросы с целью получения дополнительной информации, которые фиксируются на доске для последующего обсуждения.
- Этап презентации решений по кейсу.
- Этап общей дискуссии. На данном этапе преподавателю нужно принять во внимание тот факт, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.
- Этап подведения итогов. В заключении ко всему, звучит завершающая речь преподавателя, в которой он комментирует выполненную работу студентов в целом и в микрогруппах и, при необходимости, даёт оценку и обозначает своё мнение на результат анализа ситуации.
В данном контексте следует отметить, что кейс должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знаний в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления.
Педагогический потенциал метода кейсов значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоёвывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нём игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.
В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но и особенности каждого кейса. Результативность использования кейс-метода зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться преподавателем при планировании предъявления того или иного кейса. Знание основных особенностей типологии кейса является необходимым условием реализации метода, а значит, осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности обучаемых в процессе обучения английскому языку.
Резюмировав всё выше сказанное, следует говорить о том, что разные методики обучения требуют разных подходов к проведению занятий, при этом преподаватель должен требовать от студентов овладения теми знаниями и навыками, на которые он их нацеливал в процессе обучения. Если классическая методика преподавания тяготеет к использованию коллоквиумов и контрольных работ, которые позволяют оценивать теоретические знания, соответствующим образом строится и экзамен, то интенсивная и интерактивная методика требует наличия не столько набора определенных знаний, сколько умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования знаний и умений.
- Литература:
- Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально - ориентированного обучения // http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
- Москалёва И. С., Голубева С.К. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 1.
- Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т. С. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.