Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

Социология
30.03.2021
1998
Поделиться
Библиографическое описание
Каримова, Е. Р. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е. Р. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79628/.


В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, современное общество.

Вопросы правового воспитания и правовой культуры на протяжении всего развития общества имели и имеют значение для всех сфер деятельности государства. Проблемы и задачи, которые стоят перед современным обществом, имеют свое начало в прошлом. Только изучив опыт прошлого, мы можем говорить о настоящем, и пытаться спрогнозировать ближайшее будущее. Уровень правового воспитания социума должен соответствовать современным требованиям государственного устройства. Разобраться, что такое правовое воспитание люди пытались с древнейших времен. Современные справочники дают такую трактовку данному термину. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов. Одна из основных целей правового воспитания — формирование у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

В процессе правового воспитания важно выработать у каждого гражданина правильное понимание роли права в жизни общества, его значимость, необходимость; воспитать чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право —свое или постороннее.

Чтобы рассмотреть данный вопрос полностью, необходимо еще более обширное понятие — «правовая культура». Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности.

Правовое воспитание можно разделить на четыре стадии:

1 стадия: зачатки правового воспитания должны закладываться с самого детства. На данной стадии большее влияние оказывает семья

2 стадия: далее правовое воспитание требует дальнейшего развития в школе.

3 стадия: После школы правовое воспитание не заканчивается, а только лишь набирает скорость и продолжается в институте или университете.

4 стадия: Далее хочется отметить, что правовое воспитание не заканчивается на каком-то из этапов, а просто продолжает развиваться на протяжении всей жизни.

Важную роль в правовом воспитании играет семья. Именно в ней ребенок получает первые умения и знания, которые он применяет на практике во взаимоотношениях с другими людьми. С малых лет родители должны объяснить детям «что такое хорошо и что такое плохо», развить навыки поведения, грани справедливости и не справедливости. Семья — это фактор воздействия, который человек ощущает всю свою жизнь. Именно родители формируют зачатки правовой культуры. Родители, сами того не подозревая, становятся непосредственными и главными участниками процесса запечатление подрастающим поколением образцов их поведения образцов их поведения, как правомерного, так и неправомерного. Ребёнок, автоматически фиксируя в своем подсознании поступки и модели поведения родителей, может будущем их автоматически воспроизвести. Например, не оставлять мусор в местах отдыха или, наоборот, пнуть пакет с отходами, рассыпав содержимое на площадке для отдыха в лесу. Из этого можно сделать вывод, что уже с малого возраста должны быть заложены основы правового воспитания и правовой культуры. Семья — своеобразный инвестиционный проект — проект здорового гражданского общества, в котором именно семья будет играть одну из основных ролей.

В настоящее время родители большую часть времени уделяют работе, в ущерб общению с детьми. Именно поэтому в большинстве случаев у ребёнка не заложен «фундамент» правового воспитания и правовой культуры.

Перейдем к следующей стадии. Формирование правовой культуры школьника — это многогранный процесс его приобщения к социально правовой среде, который может осуществиться под влиянием самых различных факторов. Социальное становление человека начинается с детского, подросткового возраста. Данный период его жизни является наиболее важным. Первоначальные основы уважения к закону, порядку начинают закладываться в семье, как говорилось ранее, и продолжают формироваться в образовательных организациях (школах, лицеях). На формирование правовой культуры школьников, конечно же, влияют различные объективные факторы. Но основной частью приобщения несовершеннолетних к правовым ценностям должна быть правовоспитательная деятельность. Важно, чтобы данная деятельность всегда была целенаправленным, управляемым, организованным педагогическим процессом воздействия на сознание школьников с целью формирования высокого уровня правовой культуры. Такой процесс должен включать: познание правовых основ норм, принципов формирования к ним оценочного отношения, освоения социальных ролей и соответствующих им прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно правовых ориентацией; овладение навыками правового общения и поведения, следует помнить, что сформировавшиеся позитивная ориентация является основой конкретного законопослушного поведения. Стоит указать, что правовая культура школьника — это не только какое-то знание и понимание права, положительное отношение к нему, но также это прежде всего действия в соответствии с ним. Основными целями формирования правовой культуры подрастающего поколения является приобретение знаний, навыков, умений, ценностных установок, взглядов, способность использовать полученные знания в повседневной жизни, в самостоятельном решении правовых проблем и обеспечение сознательного и активного правомерного поведения.

В настоящее время школьниками охватывается только курс предмета «обществознание». Так как я ученик недавно выпустившийся, то могу об этом судить на своем примере. Предмет «обществознание» не дал мне больших знаний. Данная дисциплина дает знание только в общих чертах, не зацикливаясь на должном рассмотрении тем. На одну огромную тему дается один урок. Я не думаю, что за это короткое время учитель сможет что-то донести до своих учеников. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что у школьников отсутствует представление о праве и о роли закона. Я думаю, для решения данной проблемы, нужно дать больше времени на изучение предмета и давать основы правовой культуры на данном этапе формирования личности.

Что мы видим в данный момент на третьей стадии? В современном мире правовая культура студента представляет собой готовность к деятельности, соответствующей прогрессивным достижениям общества правовой сфере, благодаря чему и происходит постоянно правовое обогащение нового поколения. Формируя у студентов правовую воспитанность, вузы обязаны научить их разбираться в необходимом объеме в вопросах права, хорошо знать законы, имеющие отношение к жизни и профессиональной деятельности; уметь понимать правовой аспект в жизненных и профессиональных ситуациях, своих поступках и действиях; относиться к законам как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя и свои жизненные планы, как к надежной силе и одному из надежнейших способов защиты своих прав и свобод; выработать привычку и потребность в соблюдении законов, правил и норм правомерного поведения, уважать права и свободы других людей; держаться как можно дальше от криминальной среды, ограждать себя от преступных посягательств; проявлять личную устойчивость к противоправным соблазнам.

В настоящее время не лучшим образом обстоят дела и с высшими учебными заведениями — урезаются часы по дисциплинам, связанным с правом. Из университетов будут выходить студенты, которые имеют право избираться и быть избранными, а также некоторые будут работать в государственных органах, но не буду обладать полным набором правовых инструментов, чтобы в полном объеме оперировать на своей должности. Следовательно, у них не будет достаточного уровня правового воспитания, необходимого для решения вопросов в современном обществе.

В заключении можно отметить, что становление правового государства длительный процесс, требующий высокого уровня правосознания граждан. Особенное внимание нужно уделить подрастающему поколению, так как за ними будущее. Начинать нужно еще с малого возраста, после — подкреплять знания в школе. Было бы уместно, чтобы в школах учили и на собственном примере показывали детям уважение к закону, давали основные представления о законодательстве, правах и обязанностях, законных интересах граждан. Ну и на старшей ступени подкреплять и использовать эти знания. Но и не следует забывать и наращивать полученные знания в будущем.

Литература:

  1. Мазутов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Мазутов, А. В. Малько. —: Юристъ, 2007. — c. — Текст: непосредственный.
  2. Певцова, Е. А. Формирование правового сознания школьной молодежи/Государство и право / Е. А. Певцова. — 4-е изд. —:, 2008. — c. — Текст: непосредственный.
  3. Мазутов, Н. И. Теория государства и права. Курс лекций. / Н. И. Мазутов, А. В. Малько. — Юристъ:, 2007. — c. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правовое воспитание
правовая культура
современное общество
Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 288-290):
Часть 4 (стр. 237-323)
Расположение в файле:
стр. 237стр. 288-290стр. 323

Молодой учёный