Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Изучение процесса формирования личности человека

Психология
03.04.2021
1567
Поделиться
Библиографическое описание
Верховод, А. В. Изучение процесса формирования личности человека / А. В. Верховод. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79714/.


Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностных свойств индивида. Личностный рост имеет как социальные, так и биологические факторы. Социальные факторы роста это — принадлежность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, личностные факторы включают в себя физические, биологические и генетические особенности каждого человека. Представления о «личности» многоплановы, она считается объектом исследования многих наук, таких как: философии, психологии, социологии, эстетики, этики и т. д.

Ключевые слова : личность, развитие личности, личностные качества, социализация личности.

Многие исследователи, анализируя особенности современной науки, выделяют сильное увеличение интереса к проблемам личности. Например, концепция Л. С. Выготского выделяет, что становление и развитие личности — целостно. Движущей силой развития личности является — обучение. Потому что развитие ребенка происходит с помощью таких выделенных форм и способов деятельности, которые уже были выработаны исторически, а именно через обучение. Сначала ребенок начинает взаимодействовать с взрослыми и друзьями — это и есть своего рода обучение. По мнению Л. С. Выготского, самыми первыми, как форма коллективного поведения ребенка, появляются высшие психические функции, а потом они уже становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Например, средство общения — речь, в ходе всего процесса развития она уже становится внутренней и после чего начинает выполнять и интеллектуальную функцию. [1]

Я знаю, что формирование самой личности это, прежде всего формирование новых мотивов и потребностей. [2] Любая личность будет развиваться не сразу, а постепенно, с каждым разом она будет переходить на все более и более сложные этапы развития.

А. Н. Леонтьев выделял два основных этапа формирования личности

Таблица 1

Первый этап

Второй этап

Данный этап относится к дошкольному возрасту

Данный этап относится к подростковому возрасту

Преобладает установление мотивов. Например, «эффект горькой конфеты». В данной ситуации воспроизводится борьба двух побуждений: один из них — будущая награда, а другой — социокультурный запрет.

На этом этапе уже осознаются свои мотивы, происходит процесс самосознания.

Можно сказать, что развитие личности представляет собой процесс взаимодействия множества деятельностей, которые могут взаимодействовать между собой в абсолютно разных системах отношения. Абсолютно любая деятельность имеет свою структуру. Так как у личности есть своя структура, и характеризуется она пятью потенциалами. Например, художественный потенциал можно определить с помощью интенсивности художественных проявления и потребностей и тем, как их можно удовлетворить. Познавательный потенциал определяется именно тем, какой информацией владеет человек, на сколько она качественна и какой у нее объем. Творческий потенциал обусловливается приобретенными человеком также без помощи других выработанными умениями и навыками. Коммуникативный потенциал можно определить мерой общительности человека, и контактами с другими людьми и т. д.

Можно сказать, что социализация — это сам процесс развития и формирования личности, которая начинается с самых первых минут жизни человека. Есть первичная и вторичная социализация. Даже одни и те же социальные ситуации будут восприниматься по- разному и переживать их люди будут тоже по-разному. Также можно сказать и про социальный опыт, он тоже может быть абсолютно разным, даже если будет выноситься из одинаковых ситуаций. [3] Социализацию, как двусторонний процесс определяет Г. М. Андреева, с одной стороны — это процесс активного воспроизводства человеком системы социальных связей за счет его деятельности, «включения» в среду, а с другой

усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. [4]

Подводя итоги, можно сказать, что проблема формирования личности, личностных качеств человека, очень сложная и значимая. Проанализировав большое количество литературы, я могу сделать такой вывод, что личность является уникальной. Это может зависеть и от условий, в которых проживает человек и от наследственных особенностей человека. Личность — это максимально обширное понятие, включающее в себя индивидуальные свойства человека, а также и общие признаки. Личность не может появиться просто так, на пустом месте. Личность формируется в течение всей жизни, в социальном пространстве, в процессе изучения, воспитания и применения своих знаний на практике. Когда человек сможет с точностью определить свое место в жизни и обществе, когда он сможет принять себя как личность, он станет индивидуальностью. Человек после принятия себя становится свободным, у него все больше развивается чувство достоинства, это и поможет отличить его от любой другой личности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М, 1960.
  2. Леонтьев А. Н.Формирование личности. Тексты — М, 1982.
  3. А. А. Реан «Психология личности» -М, 2016.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология. — М, 2002.
  5. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.
  6. Столяренко Л. Д. Самыгин С. И. Психология личности.- Ростов н/Д, 2011.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
личность
развитие личности
личностные качества
социализация личности
Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 53-54):
Часть 1 (стр. 1-73)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 53-54стр. 73

Молодой учёный