Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации

Физическая культура и спорт
01.05.2021
201
Поделиться
Библиографическое описание
Соколова, Т. В. Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации / Т. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 377-380. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80611/.


В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навыка отталкивания ногами, безопорного вращения, динамической осанки, вращения по пируэту. Систематизированы и распределены средства, направленные на повышение уровня координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости, включающих общеподготовительные, специально — подготовительные и соревновательные упражнения в процесс специальной физической и специальной технической подготовки на вольных упражнениях у гимнасток, тренирующихся на этапе высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: гимнастика спортивная, вольные упражнения, исполнительское мастерство, специальная выносливость.

Специальная выносливость проявляется в способности многократно выполнять композицию на должном высоком уровне. Выполняя 1,5 минуты вольные упражнения, сочетающие акробатику и хореографию, гимнастки должны обладать оптимальным и необходимым уровнем специальной подготовленности.

Специальная физическая составляющая специальной подготовленности на вольных упражнениях представлена ведущими физическими качествами, обеспечивающими в первую очередь выполнение прыжковой акробатики с вращением по сальто, пируэту и по двум осям одновременно, гимнастических прыжков с разведением ног в шпагат, поворотов на одной в разных положениях на 720 и более градусов. В спектре доминирующих физических качеств на первом месте стоят координационные и скоростно-силовые способности. Тем не менее, условия выполнения вольных упражнений предъявляют высокие требования именно к устойчивости функциональных систем и психомоторных процессов организма, которые вынуждены противостоять утомлению, накопленному при высокоинтенсивной работе продолжительностью 90 секунд. В связи с этим существенную значимость занимает специальная выносливость гимнасток.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность использования сопряженных средств, направленных на повышение уровня развития координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости, их распределение на этапах макро-цикла подготовки гимнасток высокой квалификации.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось с сентября 2019 по апрель 2021 года и состояло из трех этапов. На первом и втором этапах осуществлялся анализ литературы, подбор методов исследования.

На третьем этапе с сентября 2020 года по апрель 2021 было проведено тестирование гимнасток, по результатам которого была сформирована опытная группа, проведена экспертная оценка качества и сложности выполнения вольных упражнений. В дальнейшем был проведен основной педагогический эксперимент, направленный на совершенствование скоростно-силовых и координационных видов специальной выносливости, получены и проанализированы результаты исследования.

Результаты исследования

В рамках данного исследования был проведен последовательный педагогический эксперимент, в котором участвовало 8 гимнасток, имеющих звание МС и выступающих по данной программе. Экспериментальная методика состояла из 3 блоков сопряженных средств, направленных на повышение уровня координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости. Средства на этапах мак-роцикла были распределены с учетом календаря соревнований и периодов подготовки по спортивной гимнастике.

Для определения уровня развития специальной выносливости на вольных упражнениях были выбраны тесты и разработаны контрольные упражнения.

Уровень развития скоростно-силовой выносливости оценивался с помощью тестов: тест № 1 «Напрыгивание на возвышение» (кол-во); тест № 2 «Челночный бег» (кол-во); тест № 3 проба «Абалакова» (см.); тест № 4 Бег с высоким подниманием коленей на гимнастическом мате за 1 мин. 30 сек (кол — во); тест № 5 Выпрыгивания из приседа за 1 мин. (кол — во). Полученные данные обрабатывались с помощью параметрического t-критерия Стьюдента для связанных выборок.

Уровень развития координационной выносливости оценивался с помощью контрольного упражнения: сальто вперед в группировке — сальто назад в группировке; двойное сальто вперед в группировке — двойное сальто назад в группировке. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U -критерия Манна-Уитни.

Результаты тестирования представлены в таблицах 1,2,3.

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов тестов напрыгивание на возвышение и выпрыгивания из приседа за 1 минуту опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)

До проведения педагогического эксперимента

После проведения педагогического эксперимента

Уровень значимости

M ± m

V, %

M ± m

V, %

Напрыгивание на возвышение 55 см. (количество раз за 1 мин.)

59± 2,27

10,17

73,75±0,59

2,12

р< 0,05

Выпрыгивания из приседа за 1 мин. (кол-во)

42,25 ± 0,78

4,88

47,13 ± 0,53

2,98

Полученное tэмп (3,5) при p < 0,05 в тесте напрыгивание на возвышение, tэмп (3) при p < 0,05 в тесте выпрыгивания из приседа полученные до проведения педагогического эксперимента и после воздействия экспериментальных сопряженных средств, находятся в зоне значимости, что свидетельствует о повышении специальной выносливости, и тем самым уровня исполнительского мастерства.

Таблица 2

Сравнительная таблица результатов тестов челночный бег и бег с высоким подниманием коленей на гимнастическом мате за 1 минуту 30 секунд опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)

До проведения педагогического эксперимента

После проведения педагогического эксперимента

Уровень значимости

M ± m

V , %

M ± m

V , %

Напрыгивание на возвышение 55 см. (количество раз за 1 мин.)

24,8±0,66

7,07

27,63±0,27

2,60

р< 0,05

Выпрыгивания из приседа за 1 мин. (кол — во)

130,63 ±1,52

3,09

138,75 ± 0,94

1,80

В таблице 2 представлены результаты математической статистики данных тестирования до и после проведения педагогического эксперимента. Из таблицы видно, что после проведения педагогического эксперимента, наблюдается существенный прирост результатов, полученные данные статистически значимы при р < 0,05, t-критерия Стьюдента, что свидетельствует об эффективности разработанных нами средств и необходимости их применения на этапе высшего спортивного мастерства на вольных упражнениях.

Таблица 3

Сравнительная таблица результатов теста проба Абалакова опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)

До проведения педагогического эксперимента

После проведения педагогического эксперимента

Уровень значимости

M ± m

V , %

M ± m

V , %

Проба Абалакова (см)

39±0,73

4,93

42,5±0,71

4,41

р< 0,05

Полученные значения в результате статистической обработки данных находятся в зоне значимости при р < 0,05. Наблюдается значительный прирост в показателях с 39 до 42 см.

С целью проверки качества выполнения последней акробатической серии на вольных упражнениях, как одного из фактора, определяющего уровень развития специальной выносливости была проведена экспертная оценка. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U -критерия Манна-Уитни.

Полученное значение в результате обработки данных, последней акробатической линии до и после выполнения вольных упражнений до проведения педагогического эксперимента, с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни для связанных выборок находится в зоне значимости Uэмп = 15 при (р < 0,05), что свидетельствует о достоверности различия результатов до и после нагрузки, а также о снижении качества выполнения акробатической линии к концу комбинации и необходимости развития специальной выносливости у гимнасток высокой квалификации.

Таблица 4

Результаты экспертной оценки последней акробатической серии до нагрузки и после стандартной нагрузки опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)

Сбавки за технику исполнения

До проведения педагогического эксперимента

После проведения педагогического эксперимента

M±m

V , %

Уровень значимости

M±m

V , %

Уровень значимости

до нагрузки

0,42 ± 0,009

5,54

P < 0,05

0,28 ± 0,01

12,5

P > 0,05

после стандартной нагрузки (вольные упражнения)

0,79 ± 0,01

4,46

0,32 ± 0,006

5,23

В таблице 4 представлены результаты математической статистики данных экспертной оценки до и после проведения педагогического эксперимента. Показатели до нагрузки 0,42 ± 0,009, а за тем после стандартной нагрузки (вольные упражнения) 0,79 ± 0,01 до проведения педагогического эксперимента находятся в зоне значимости при р< 0,05, что свидетельствует об необходимости повышения уровня скоростно-силовой выносливости. Показатели до нагрузки 0,28 ± 0,01 и после стандартной нагрузки (вольные упражнения) 0,32 ± 0,006 находятся в зоне не значимости при р> 0,05, что свидетельствует об эффективности разработанных средств.

Заключение

В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. Доказана эффективность влияния экспериментальных сопряженных средств и методических приемов на повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации. Направленное сопряженное воздействие в значительной мере стимулирует эффективный рост уровня развития координационной и скоростно-силовой выносливости (сальто вперед в группировке — сальто назад в группировке; двойное сальто вперед в группировке — двойное сальто назад в группировке, напрыгивание на возвышение, челночный бег, проба «Абалакова», выпрыгивания из приседа, бег со сгибанием ног вперед). Результаты достоверны при р < 0,05 t-критерия Стьюдента.

Результаты экспертного оценивания до и после проведения педагогического эксперимента, показал, что качество исполнения вольных упражнений улучшилось после введения в тренировочное занятие экспериментальных средств. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U-критерию Манна-Уитни. Результаты достоверны при р > 0,05.

Литература:

  1. Попова, Е. Г. Исследование специальной выносливости гимнасток (на примере вольных упражнений): автореф. дис….канд. пед. наук: 13.00.04/ Попова Екатерина Григорьевна; Государственный ордена Ленина и ордена красного знамени институт физ. Культуры им. П. Ф. Лесгафта. — Ленинград, 1978. — 15с.
  2. Гавердовский, Ю. К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник для образовательных учреждений. Физическая культура/ Ю. К. Гавердовский. — Москва: Советский спорт, 2014. — 368с.
  3. Чикунов, М. В. Особенности проявления и совершенствования специальной выносливости в сложнокоординационных видах спорта/ М. В. Чикунов // Мир спорта:сб.ст./ под ред. М. Е. Кобринского; Республика Беларусь., — 2008. — Вып. 4. — С. 17–21.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
гимнастика спортивная
вольные упражнения
исполнительское мастерство
специальная выносливость
Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 377-380):
Часть 5 (стр. 309-383)
Расположение в файле:
стр. 309стр. 377-380стр. 383

Молодой учёный