Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности правового статуса прокурорских работников как субъектов юридической ответственности

Юриспруденция
23.11.2021
8536
Поделиться
Библиографическое описание
Дорофеева, Д. Е. Особенности правового статуса прокурорских работников как субъектов юридической ответственности / Д. Е. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85833/.


В научной литературе исследование правового статуса прокурора зачастую связано с проблемами реализации должностными лицами органов прокуратуры надзорных полномочий. Вместе с тем не меньший научный интерес представляет вопрос о прокуроре как о субъекте юридической ответственности. В статье освещаются подходы к определению понятия «правовой статус прокурора», раскрывается специфика его правового регулирования.

Ключевые слова: юридическая ответственность, правовой статус, прокурорские работники, прокуратура.

Изучение правовой природы любой юридической категории, к которой также относится правовой статус прокурорских работников, невозможно без уяснения содержания данного понятия.

Правовой статус прокурорских работников следует рассматривать как неотъемлемый элемент основ службы в органах прокуратуры, характеризующих ее сущность, который представляет собой совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов, установленных законодательством и гарантированных государством [1]. Приобретение правового статуса прокурорского работника связано с имеющим значение фактом поступления лица на службу в органы прокуратуры и назначением его на должность, предусмотренную Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2].

По мнению В. Ю. Шобухина, в содержание правового статуса прокурорского работника входит правовое положение прокурорского работника как внутри системы прокуратуры Российской Федерации (в зависимости от занимаемой должности), так и вне ее. Правовое положение прокурорского работника включает его права, обязанности, ответственность и гарантии [3]. Следует отметить, что действующее законодательство не содержит соответствующего унифицированного понятия.

В соответствии с предложенным законодателем понятием прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (раздел V), Федеральным законом от 27.05.2003 № 238-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Понятие «прокурорский работник» необходимо отличать от более узкого по своему содержанию понятия «прокурор». Согласно разъяснениям, содержащимся в статье 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», понятие «прокурор» распространяется на Генерального прокурора Российской Федерации, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.

Под прокурорскими работниками понимаются прокуроры, а также другие работники органов и организаций прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания). Таким образом, данное понятие охватывает не только прокуроров, но и иных работников органов и организаций прокуратуры, к которым, к примеру, относятся научные и педагогические работники.

В органах и организациях прокуратуры помимо прокурорских работников проходят службу государственные гражданские служащие, занимающие должности, предусмотренные разделом 17 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574. На данных работников требования Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не распространяются, в связи с чем их правовой статус определяется законодательством о государственной гражданской службе и иными нормативными правовыми актами.

Одним из составляющих элементов правового статуса сотрудника прокуратуры и важным средством обеспечения законности и дисциплины является дисциплинарная ответственность [4]. Основания для привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности предусмотрены как Трудовым кодексом Российской Федерации, так и пунктом 1 статьи 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Содержащаяся в данной статье дефиниция существенно расширяет рамки общепринятого в трудовом праве понятия дисциплинарного проступка, который представляет собой не только неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей, но и совершение проступков, порочащих честь и достоинство прокурорского работника.

Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к прокурорам, также является обширнее общего перечня, установленного трудовым законодательством, и включает в себя следующие взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. Отличия в правовом регулировании дисциплинарной ответственности прокуроров обусловлены особенностями службы в органах прокуратуры, а также требованиями, предъявляемыми к личным качествам прокурорских работников.

Проявлением особенностей правового статуса прокурорских работников является наличие дополнительных оснований прекращения трудовых отношений, предусмотренных пунктом 1 статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Отличительные черты правового статуса прокурорских работников заключаются также в особом порядке привлечения к административной и уголовной ответственности, обеспечивающем закрепленные правовые гарантии.

Законодательство об административных правонарушениях не содержит специальных норм об административной ответственности прокурорских работников, в связи с чем можно было бы предположить о возможности их привлечения в общем порядке. Вместе с тем частью 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Однако Конституция Российской Федерации таких условий в отношении прокурорских работников не закрепляет, а отсутствие в отраслевом законодательстве регламентированного порядка привлечения к административной ответственности должностных лиц, наделенных специальным статусом, порождает неясность в правоприменительной практике.

Вопрос о порядке привлечения прокурорских работников к административной ответственности не раскрыт и в статье 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» («Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности»), где лишь указано, что проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Важной гарантией при решении вопроса о привлечении прокуроров к уголовной ответственности является закрепление в законе следующих специальных правил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 6 части 1 статьи 447 УПК РФ прокуроры относятся к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. В свою очередь, часть 1 статьи 448 УПК РФ устанавливает, решение о возбуждении уголовного дела принимается в отношении:

— Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

— прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

— вышестоящих (по отношению к прокурорам районного звена) прокуроров — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем.

Законодателем не раскрывается содержание понятия «вышестоящий прокурор», что является существенным недостатком правового регулирования, но с учетом сложившейся правоприменительной практики к лицам данной категории относят прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей, а также заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Таким образом, принимая во внимание расширительное толкование в статье 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определения «прокурор», возбуждение уголовного дела в отношении остальных прокурорских работников, охватываемых этим понятием (к примеру, заместителей прокурора, старших помощников и помощников прокурора, прокуроров отдела и пр.), относится к компетенции следователей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности, однако за это время ему выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что особенности привлечения прокурорских работников к юридической ответственности обусловлены его особым статусом и реализуемыми функциями, однако правовое регулирование указанных вопросов характеризуется наличием законодательных пробелов и противоречий, что требует дополнительного внимания со стороны законодателя.

Литература:

  1. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. С. Винокуров. М., 2012. 1159 с.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: ФЗ № 2202–1 от 17.01.1992 (с изм. и доп.)// СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  3. Шобухин В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 28 с.
  4. Стрельников В. Дисциплина в прокуратуре// ЭЖ-Юрист. 2013. № 29.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
юридическая ответственность
правовой статус
прокурорские работники
прокуратура
Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 177-180):
Часть 3 (стр. 147-215)
Расположение в файле:
стр. 147стр. 177-180стр. 215

Молодой учёный