- Тема «мужского» в современной гендерной проблематике вызывает все больший интерес. Ее актуальность обусловлена рядом причин. Во-первых, феминистская направленность гендерных исследований последних десятилетий во многом исчерпала себя. Далее, современная социокультурная ситуация заставляет все более обращаться к теме «мужского» как наиболее проблемной для России.
- На сегодняшний день гендер и его исследования до сих вызывают большой интерес. Его актуальность обусловлена рядом причин. Следует заметить, гендерные исследования никогда не утрачивают свою новизну. А также, с каждым днем, они формируют ряд новых проблем в гуманитарных науках, которые предстоит решить ученым.
- Термин «гендер» был введен в науку психоаналитиком Робертом Столлером в 1958 году. В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: «изучение пола, считал Р. Столлер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера — может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений» [3, с. 71]. Предложение Р. Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании — гендерным исследованиям.
- На сегодняшний день, на стыке культур находятся два образа, которые вызывают огромной интерес в гендерных исследованиях. Это образ «маскулинный» и «метросексуала».
- Под «маскулинностью» обществом понимается комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. К ним можно соотнести силу, твердость, решительность, жестокость. Данный термин был раскрыт И.С. Коном «Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин» [2, с. 60].
- В культуре массового общества «маскулинность» понимается как мужской образ в стиле «мачо» с соотношением силы, твердости, решительности, жестокости. Однако образ маскулинности в реальном историкокультурном контексте был не столь примитивно однозначен. Понятие маскулинности, начиная с древности, включало в себя женственные черты В Римской империи «маскулиность» уже закладывала в себе задатки «женского». Массовое мужское общество было обременено такими заботами, как выжить в данных условиях. Завоевание, охота и поединки насмерть, закаляли их внутренний дух, что способствовало полноценному формированию «маскулиности».
- Термин же «метросексуала» был введен британским журналистом Марком Симпсоном. Он служил для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, имеющих ярко выраженный эстетический вкус и тратящих подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни.
- В 90-е годы с падением «железного занавеса» в Россию хлынули многие формы массовой культуры, в том числе и «глянцевые» журналы. Сперва это были женские международные журналы мод, а затем и мужские. Они продвигали новый образ жизни, пропагандирующий культуру потребления высших слоев среднего класса, новые ценности и образы культуры.
- Ознакомившись с каждым из образов, можно проследить значительные изменение не только в во внешнем виде мужской половины общества, но и выявить их социальную роль в семье.
- Не маловажным фактором является отношение к определённой субкультуре каждого из образов.
- В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур.
- Субкультура это особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами [1, с. 623].
- Не маловажным, также являются ценности, которые культивируются двумя образами. Каждый из образов создает вокруг себя идеальный мир. Это успешность в рабочей сфере, посещение увеселительных мероприятий, чтобы поддерживать свой статус, а также быть в курсе свежих новостей. Знакомство с интересными людьми для воплощения каких-либо целей совместно. Происходит создание среды комфорта и удобства для каждого из образов.
- Традиционный образ мужчины и образ «метросексуала» выражают различные ценностные ориентации. С одной стороны, они претендуют на некую элитарность. С другой, – мужские образы глянцевых журналов отражают систему ценностей. Несмотря на его новизну, данный образ уже создает новые гендерные проблемы в обществе. Традиционный образ мужчины, укоренившийся в ментальности русской культуры, входит в противоречие с теми образами, которые рекламирует субкультура глянца. В настоящее время наряду с понятием «глянца» сосуществует понятие «гламура». Оба эти явления составляют субкультуру, имеющую свою систему ценностных ориентаций, а также символических значений.
- Представители первого образа имеют стойкую позицию в культуре. Данный образ получил большее признание у женской половины общества. Мужчины, принадлежащие данному образу имеют доминирующую социальную роль в семье в первую очередь, а также в каких-либо других отношениях. Именно за ними стоит последнее слово, прежде чем принять серьезное решение. Большая часть инициативы всегда принадлежит им.
- Таким образом, в семье, мужчина представитель данного образа, является главой семьи, то есть занимает активную позицию.
- Представители же второго образа, на сегодняшний день имеют шаткую позицию в культуре. Вызвано это в первую очередь их женственностью. Им пресуще утонченность во всех сферах. В семье представители данного образа имеют вторичную социальную роль.
- Между мужчиной данного типа и женщиной возникает некий языковой барьер, вследствие чего происходит непонимание друг друга. Данный факт является предпосылкой отторжения института брака. В женщине закладывается две стороны жизни – мужская и женская. А представители данного мужского образа живут в своем мире и по своим порядкам. Для них не стоит на первом месте обретение семьи и высокого положения на социальной лестнице. Эгоистичность данного образа порождает все больше опасений, касающихся нового образа мужчины в будущем.
- На сегодняшний день, это является феноменом для всего общества. Некий переворот в смене позиций в отношениях между женщиной и мужчиной. На женскую половину приходится доминирующая роль.
- Возможно, возникновение данного феномена объяснимо такими не маловажными факторами, как мода и смена ценностей.
- В современной культуре мода – это не только определенные тенденции одежды. В традиционном понимании мода – временное господство определённого стиля, в какой-либо сфере жизни или культуры. Она определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни каждого человека в определенной субкультуре. Самый главный атрибут моды новизна и ее бесконечное достижение.
- Как правило, мода рассматривается как проявление женского в культуре, как сфера реализации женщины. Такое восприятие обуславливается тем, что основным потребителем моды являются именно женщины (хотя большинство кутюрье — мужчины); к тому же, мода характеризуется непостоянством («капризы моды») и требует непрерывного внимания к себе, что часто ассоциируется с чертами именно женского характера.
- Текучесть и непостоянство данного фактора дает не малый толчок в смене социального положения в обществе, что в свою очередь влияет на ценности. С внесением каких-либо изменений в один из них, происходит изменение во всей цепочке. Что, в свою очередь, может оказать огромное влияние на сам образ и внести значительные изменения.
- В связи с данным феноменом, на сегодняшний день женщина находится на одной ступени с мужчиной в социальном плане. Это доказывает лестница карьерного роста, на которой расположены оба пола. Происходит расслоение как в мужском обществе, как и в женском, с выделением отдельных групп. Например, в России появились женщины со статусом «бизнес-вумэн», которые стремятся занять должное положение в политике и бизнесе и вполне способна выполнять «мужскую» работу, не хуже самого мужчины. И мужчины, примыкающие к образу «метросексуала», стремящиеся к устремлению на них внимания, как массового, так и элитарного общества, ярким примером являются представители «шоу-бизнеса».
- Все это приводит к проблемам взаимоотношения мужчин и женщин в целом. Образ мужчины «метросексуала» зарождает гендерные проблемы, связанные с социальным аспектом в понятиях, что такое «мужское» и «женское». В конце XX – начале XXI века наблюдаются тенденции изменений социальных ролей мужчины и женщины в России, происходит трансформация образов феминности и маскулинности. Изменение тендерной и сексуальной культуры людей, резкое увеличение людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, нежелание мужчин выполнять свои исторически сложившиеся функции, т.е. очевидное изменение социокультурного статуса
- На сегодняшний, данный образ еще не до конца укоренился в нашей стране, но уже не уступает по своей численности (речь идет о мегаполисах – Москве и Петербурге) традиционному образу «маскулинности». В него входят представители разного возрастного контингента, но относящиеся к высшей планке потребления модных товаров и услуг. Эта тенденция отражает процессы глобализации культуры, наступление ее массовых потребительских форм, под влиянием которых образ мужчины и стиль его жизни все более склонен эволюционировать, утрачивая черты традиционной маскулинности.
- Данный феномен, вызвавший столь значительные перемены в смене социальных ролей в обществе, исследуется гендером в дальнейшем, для выявления больших факторов его возникновения и возможных прогнозов в будущем в культуре.
-
- Литература:
- Волков Ю.Г. Политическая социология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 640 с.
- Германовна, И. Малкина-Пых Гендерная терапия. – М.: Эксмо, 2008. – 491 с.
- Центр Гендерных Исследований.// Под общей редакцией Л.Д. Ерохина Л.Д. Коваленко С.В. – Владивосток: 2006. – 133 с.