Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Некоторые недостатки положений закона о саморегулируемых организациях

Юриспруденция
16.12.2021
120
Поделиться
Библиографическое описание
Григорян, А. А. Некоторые недостатки положений закона о саморегулируемых организациях / А. А. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86900/.


В статье рассматриваются некоторые противоречия и недостатки базового Федерального закона «О саморегулируемых организациях», а также предложения по их разрешению.

Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации, инициатива, добровольное членство, обязательное членство.

В настоящее время система саморегулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации (далее РФ) регламентируется и регулируются Конституцией РФ, базовым Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ (далее-Закон о СРО) и, фрагментарно, иными федеральными законами и кодексами.

Применение правовых положений иных законодательных актов в отношении различных СРО зависит от отрасли экономики, в рамках которой предусмотрена возможность создания некоммерческих объединений физических и юридических лиц в саморегулируемые организации.

Такая возможность прямо предусмотрена Законом о СРО в соответствии с ч. 2 ст.1 «Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона», где говорится о том, что особенности регулирования в части саморегулируемых организаций могут устанавливаться федеральными законами.

Также настоящий Закон дает определение понятию «саморегулирование» как инициативной и самостоятельной деятельности, содержащей в себе разработку и установление стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности, осуществляемой ее субъектами (индивидуальные предприниматели и юридические лица), а также осуществление ими контроля за соблюдением принятых правил и стандартов.

Саморегулирование как деятельность осуществляется указанными субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности путем формирования субъекта саморегулируемой деятельности — саморегулируемой организации. Саморегулируемой организацией (далее — СРО), в соответствии со ст. 3 Закона о СРО, признается объединяющая субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по принципу отраслевого или профессионального единства и основанная на членстве некоммерческая организация. Объединение в СРО субъектов предпринимательской деятельности или субъектов профессиональной деятельности определенного вида на обязательном условии может предусматриваться федеральными законами.

В соответствии же с ч. 2 ст. 5, иными федеральными законами может быть закреплено обязательное саморегулирование.

Таким образом, из Закона о СРО следует, что деятельность является инициативной, а членство в организациях добровольным, но единовременно допускается обязать субъекты объединяться и вступать в СРО.

С точки зрения автора, в указанном контексте положения Закона о СРО противоречат друг другу. Стоит отметить, что в определении понятия «саморегулируемые организации» отсутствует слово «добровольные», что соответствует допущению обязательного саморегулирования.

Как же исключить в положениях указанное противоречие понятий «обязательное» и «добровольное»/«инициативная»?

По мнению автора, существует необходимость изменения формулировок в ч. 1 ст. 2 и ч.1 ст. 5, соответственно [1]:

– «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил»;

– «Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным , за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи» .

В результате изменения формулировок предложенным образом противоречие между положениями будет исключено. СРО с добровольным и обязательным членством будут разграничены в рамках норм и определений, содержащихся в базовом Законе.

Другая проблема, которую автор считает существенной, также связана с случаями обязательно саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности.

В настоящее время, базовым Законом о СРО никак не закреплен вопрос определения критериев для признания необходимым введение обязательного саморегулирования для конкретных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р, содержащем Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования такие принципы указаны, но это несет в себе характер фрагментарности законодательства о саморегулировании.

Также положениями указанного Распоряжения установлено, что Концепция должна быть осуществлена в три этапа. В рамках осуществления первого этапа в 2016г. необходимо было установить общих принципов саморегулирования (внесение изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»). Основная цель этапа — на законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной модели и осуществление эффективного контроля.

Однако, распоряжения Правительства РФ не имеют нормативный характер, в отличии от Закона о СРО.

Необходимо отметить, что в настоящее время, и в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ содержатся положения, устанавливающие критерии определения лицензируемых видов деятельности в соответствии со ст. 2, а обязательное саморегулирование преимущественно введено в отраслях, где ранее действовало лицензирование. Следовательно, считаем допустимым использовать ФЗ № 99-ФЗ по аналогии в качестве примера.

Таким образом, по мнению автора, критерии введения обязательного саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности относятся к общим принципам саморегулирования, что соответствует Распоряжению, и должны быть закреплены в базовом Законе о СРО, имеющим нормативный характер. Так, будет достигнут принцип открытости системы саморегулирования в Российской Федерации и будет установлен определенный порядок введения обязательного саморегулирования в отраслях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О саморегулируемых организациях»;
  2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ;
  3. Распоряжение от 30 декабря 2015 г. № 2776-р// Правительство РФ// Москва.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
саморегулирование
саморегулируемые организации
инициатива
добровольное членство
обязательное членство
Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 175-177):
Часть 3 (стр. 149-211)
Расположение в файле:
стр. 149стр. 175-177стр. 211

Молодой учёный