Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности как способ охраны объектов интеллектуальной собственности

Юриспруденция
05.01.2022
983
Поделиться
Библиографическое описание
Нургалеев, М. С. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности как способ охраны объектов интеллектуальной собственности / М. С. Нургалеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87603/.


Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) выполняет важную функцию по защите и охране исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Развитие данного инструмента предотвращает развитие контрафактной продукции на на внутреннем рынке РФ, а также на рынках государств — членов ЕАЭС.

Ключевые слова: правовое регулирование, объекты интеллектуальной собственности, товарный знак, порядок оборота.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) создан, чтобы предотвращать появление контрафакта на рынке в рамках внешнеэкономической деятельности. Попадание в реестр полезно активно развивающемуся бизнесу и импортерам продукции для дополнительной защиты от копирования. Если ваш товарный знак будет в реестре, таможня сможет не пропустить контрафактный товар на территорию РФ, арестовать его, провести необходимое расследование и даже обратиться в суд. [1]

Ввод в таможенный реестр (ТР) осуществляется на безвозмездной основе. ТРОИС предусмотрен для ввода объектов авторского права и смежных прав, ТЗ (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товара, если:

— за ними установлен контроль и надзор федеральных органов исполнительной в сфере ТД;

— имеется решение об их внесении в ТР;

— имеется предварительное решение о внесении ОИС в ТР с учетом соблюдения условий, отраженных в ч. 13 и 14 ст. 328 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Федеральный орган исполнительной власти, реализующий функционал по контролю и надзору в сфере ТД, устанавливает:

1) порядок ведения ТРОИС;

2) форму и порядок его заполнения;

3) формат и структуру электронного вида ряда документов, в числе которых:

— заявление о включении ОИС в ТР;

— обращение о смене данных, отраженных в заявлении о включении ОИС в ТР или прилагаемой к нему документации;

— заявление о пролонгировании периода включения ОИС в ТР;

— заявление об исключении ОИС из ТР;

— уведомление о вынесенном решении относительно включения/отказа во включении ОИС в ТР;

— уведомление о вынесенном решении относительно внесения изменений/отказе во внесении изменений в ТР;

— уведомление о вынесенном решении относительно пролонгирования периода включения ОИС в ТР;

— уведомление о вынесенном решении относительно исключения ОИС из ТР.

Федеральный орган исполнительной власти, реализующий контроль и надзор в сфере ТД, осуществляет размещение сведений ТР на официальном сайте в сети «Интернет» в утвержденном порядке. [3]

Существуют определенные риски ведения бизнеса без внесения знака в ТРОИС:

Финансовые потери.

Если на рынок попадает продукция, которую поставил параллельный, «серый» импортер, правообладатель несет убытки — не только из-за того, что появился товар-аналог, но и от недополученных платежей с лицензии, а также от искусственного занижения цен (демпинга) со стороны неавторизованного импортера.

Репутационные потери.

Контрафактная продукция на рынке негативно отражается на бренде: зачастую это дешевые аналоги, у таких товаров низкое качество. Как следствие, правообладатель теряет клиентов, получает негативную обратную связь от потребителей. А нарушители паразитируют на известности бренда, извлекают выгоду. Часто они действуют по такой схеме: сперва партия оригинальной продукции разбавляется дешевыми аналогами, позднее оригинальная продукция полностью заменяется подделкой. [1]

Защита лиц, обладающих правом интеллектуальной собственности на различные объекты, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О таможенном регулировании» [4]. Реестр возник, во многом, благодаря неразберихе, существовавшей с товарами, произведёнными в других странах. ТРОИС призван защитить российский рынок от импорта контрафактной продукции, не подтверждённой товарными знаками.

Если перемещаемый товар признаётся контрафактным, налицо попытка использования чужого товарного знака в корыстных целях. Статьёй 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено два вида ответственности за неправомерные деяния в отношении объектов, которые принято называть средствами индивидуализации:

— за незаконное использование.

— за несанкционированное производство для продажи.

Виновными в неправомерных деяниях по отношению к интеллектуальной собственности могут быть признаны как физические, так и юридические лица. [5]

Также рассмотрим национальные реестры объектов интеллектуальной собственности, а именно создание Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС).

ЕТРОИС может объединить в себе национальные реестры, однако не может их полностью заместить.

Основным условием, отличающим ЕТРОИС от национальных ТРОИС является условие правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в каждом государстве-члене ЕАЭС.

Так, Евразийская экономическая комиссия, ведущая ЕТРОИС, откажет во включении объекта в ЕТРОИС если хотя бы в одном государстве-члене ЕАЭС центральным таможенным органом будет принято отрицательное решение во включении этого объекта в Единый таможенный реестр.

Единый таможенный реестр — эффективный и самостоятельный инструмент защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

В настоящее время в национальные ТРОИС государств-членов ЕАЭС включено более 6854 объектов интеллектуальной собственности. [6]

Ведение Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС) стран-участниц ЕАЭС осуществляет Комиссия. По заявлению правообладателя или лица, который представляет его интересы или интересы нескольких правообладателей, в него включаются ОИС, которые охраняются каждой страной-участницей ЕАЭС. При наличии нескольких правообладателей аналогичных ОИС один из них по соглашению может представлять общие интересы.

Среди ОИС могут быть допущены к включению в ЕТРОИС стран-участниц:

— объекты авторского права;

— объекты смежных прав;

— ТЗ обслуживания;

— наименования мест происхождения товаров. Если на территориях стран-участниц права на аналогичные ОИС имеют разные правообладатели, представляются обязательства о возмещении имущественного вреда от каждого из них. Комиссия устанавливает регламент [7] ведения ЕТРОИС государств-членов, куда входят:

— требования к оформлению и рассмотрению заявления;

— требования к составу представляемых данных и документации;

— срок и порядок рассмотрения заявления;

— порядок включения в ЕТРОИС;

— порядок исключения из ЕТРОИС ОИС;

— порядок внесения в ЕТРОИС изменений (дополнений);

— порядок продления установленного периода защиты прав правообладателей на ОИС;

— порядок взаимодействия ТО и Комиссии при включении ОИС в ЕТРОИС стран-участниц;

— порядок ведения ЕТРОИС (далее — регламент).

Чтобы гарантировать исполнение обязательства в соответствии с п. 9 ст. 385 Таможенный кодекс ЕАЭС [8], правообладатель должен в течение 1 месяца со момента направления ему уведомления о возможности включения ОИС в ЕТРОИС стран-участниц предоставить в Комиссию договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам, связанного с приостановлением выпуска товаров или другой договор (договоры), которые отражают обеспечение исполнения данного обязательства, актуального для всех стран-участниц. Страховая сумма или сумма обеспечения исполнения обязательства должна быть эквивалентна не менее чем 10 тыс. евро в соответствии с актуальным курсом валют на момент заключения договора (договоров) страхования ответственности или прочего договора (договоров), а также осуществления изменений в них. [3]

Многие правообладатели в настоящее время направляют в Комиссию заявления на включении объекта интеллектуальной собственности в ЕТРОИС. Однако необходимо отметить, что в настоящее время ЕТРОИС не функционирует. Причиной этому обстоятельству является отсутствие технической готовности Комиссии и государств-членов Союза к взаимодействию, порядок которого установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [9].

По условиям реализации технической возможности, Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности будет работать в полном объёме.

Литература:

  1. Резникова Ирина, Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС, [Электронный ресурс]: https://legal-support.ru/information/blog/trademarks/tamozhennyi-reestr-obektov-intellektualnoi-sobstvennosti-trois-fts/
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс 6
  3. Нургалеев М. С. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности как инструмент охраны интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции Scientific achievements of the third millennium. (г. Сан — Франциско, 15.09.2021 г.) Изд. НИЦ «LJournal», 2021. С. 67–70.
  4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс 6
  5. ТРОИС: что это и для чего он нужен в интеллектуальном праве? [Электронный ресурс]: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/chto-takoe-trois/
  6. Тимошина С. Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Для чего создан? Какие преимущества для бизнеса? [Электронный ресурс]: https://pravorf.ru/blog/edinyy-tamozhennyy-reestr-ob-ektov-intellektualnoy-sobstvennosti-dlya-chego-sozdan-kakie-preimuschestva-dlya-biznesa
  7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза» (вместе с «Регламентом ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза») // СПС КонсультантПлюс 5
  8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс 4
  9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 марта 2018 г. N 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правовое регулирование
объекты интеллектуальной собственности
товарный знак
порядок оборота
Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 186-188):
Часть 3 (стр. 151-231)
Расположение в файле:
стр. 151стр. 186-188стр. 231

Молодой учёный