Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума

Педагогика
06.01.2022
2578
Поделиться
Библиографическое описание
Гафурова, А. Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума / А. Д. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87608/.


Ключевые слова: Бенджамин Сэмюель Блум, таксономия образовательных целей

Бенджамин Сэмюель Блум родился 21 февраля 1913 года в Лансфорде, штат Пенсильвания, умер 13 сентября 1999г. Он получил степень бакалавра и магистра в Университете штата Пенсильвания в 1935 году и степень доктора философии в области образования в Чикагском университете в марте 1942 года. Он стал сотрудником экзаменационной комиссии Чикагского университета в 1940 году и проработал на этой должности до 1943 года, после чего стал экзаменатором университета, эту должность он занимал до 1959 года. Он служил советником по вопросам образования при правительствах Израиля, Индии и многих других стран. Бенджамин Блум был влиятельным академическим психологом-педагогом. Его основной вклад в область образования заключалась в овладении навыками, его модели развития талантов и его Таксономии образовательных целей в когнитивной области.

Он сосредоточил большую часть своих исследований на изучении образовательных целей и, в конечном счете, предположил, что любая конкретная задача отдает предпочтение одной из трех психологических областей: когнитивной, аффективной или психомоторной. Когнитивная область имеет дело со способностью осмысленно обрабатывать и использовать (в качестве меры) информацию. Аффективная область связана с отношениями и чувствами, которые возникают в результате процесса обучения. Наконец, психомоторная область включает в себя манипулятивные или физические навыки.

Блум возглавлял группу когнитивных психологов в Чикагском университете, которые разработали таксономическую иерархию когнитивного поведения, которое считается важным для обучения и измеряемых способностей. Например, цель, начинающаяся с глагола «описать», поддается измерению, а цель, начинающаяся с глагола «понять», — нет.

Его классификация образовательных целей, «Таксономия образовательных целей. Руководство 1: Когнитивная область» опубликованная в 1956 году, рассматривает когнитивную область в сравнении с психомоторной и аффективной областями знаний. Она была разработана, чтобы обеспечить более надежную процедуру оценки студентов и результатов образовательной практики. Таксономия Блума обеспечивает структуру, в которой можно классифицировать цели обучения и оценку обучения. Его таксономия была разработана, чтобы помочь учителям и разработчикам учебных программ классифицировать учебные цели и задачи.

Таксономия Блума

Таксономия Блума была создана в 1956 г под предводительством педагогического психолога Бенджамина Блума в целях поощрения развития более высоких форм мышления в образовании, таких как анализ и оценка концепций, процессов, процедур и принципов, а не просто запоминания фактов. Ее часто используют при разработке учебных и образовательных процессов.

Таксономия — это вариант классификации педагогических целей. Впоследствии Блум написал книгу под названием «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Таким образом, если вы педагог или ставите целью научить кого-нибудь чему-нибудь, таксономия Блума может оказаться очень полезной. Она не только позволяет понять, чему стоит обучать, но и отслеживает прогресс.

Блум выделяет три области образовательной деятельности:

— Когнитивная: знания, ментальные навыки.

— Аффективная: эмоциональные реакции.

— Психомоторная: физические умения и навыки.

Рассмотрим когнитивную и аффективную области.

Когнитивная область включает в себя знания и развитие интеллектуальных способностей. Например, запоминание или распознавание конкретных фактов, процедурные модели или концепции, служащие развитию интеллекта.

Блум выделяет шесть основных категорий когнитивного процесса:

— Знание. Запоминание и воспроизведение ранее выученной информации.

— Понимание. Понимание смысла, перевод, интерпретация проблемы. Умение описать проблему собственными словами.

— Применение. Использование изученного материала в новой ситуации или по своему усмотрению. Применение знаний, полученных в классе, на практике.

— Анализ. Разделение материала или концепции на составляющие, понимание разницы между ними

— Оценка. Формирование суждений о ценности информации.

— Создание. Выбор двух несвязанные между собой частей и создание нечто нового.

Эти категории когнитивного процесса можно рассматривать как степени сложности при подаче нового материала.

Аффективная область — это все, что связано с настроением, эмоциями и чувствами в процессе обучения.

— Восприятие. Избирательное внимание, готовность услышать, осведомленность.

— Усвоение ценностей. Ценность, которую человек придает конкретному явлению, объекту, человеку или событию.

— Организация ценностей. Ученик организовывает ценности в уникальную систему, разделяя их по значимости.

— Интернализация ценностей. Ученик имеет систему ценностей, контролирующую его поведение. Такое поведение является последовательным и предсказуемым.

Для каждого уровня иерархии существует ряд активностей (глаголов, которые сопутствуют процессу):

Знание (запоминание)

Глаголы: Перечислите, запомните, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите.

Понимание

Глаголы: Обсудите, определите, расскажите, объясните, суммируйте, опишите, сформулируйте, проиллюстрируйте, продемонстрируйте.

Применение

Глаголы: Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, инсценируйте, задействуйте, исследуйте, проведите эксперимент, проиллюстрируйте, интерпретируйте, модифицируйте, оперируйте, потренируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, сделайте набросок, решите, используйте

Анализ

Глаголы: Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, критикуйте, обсудите, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, объясните, выведите, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте

Синтез

Глаголы: Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените

Оценка

Глаголы: заключите, оцените, поддержите, одобрите, рекомендуйте, покритикуйте, одобрите, сделайте выводы.

Каждый уровень пирамиды Блума основывается на предыдущем. Внизу лежит запоминание, а наивысшей точкой когнитивных способностей и целей обучения лежит способность к независимой оценке.

В 2001 году группа когнитивных психологов, теоретиков учебных программ, исследователей и преподавателей и специалистов по оценке тестирования во главе с Лорин Андерсоном, коллегой Кратвола и бывшим студентом Блума, стремилась реорганизовать и создать пересмотренную таксономию Блума. Это включало в себя составление ряда более динамичных концепций системы классификации по сравнению с оригинальными статическими, одномерными уровнями образовательных целей.

На рисунках 1 и 2 приведены оригинальная и пересмотренная таксономии.

.

Рис. 1.

.

Рис. 2.

Литература:

  1. Элиот В. Эйснер. Бенджамин Блум.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Бенджамин Сэмюель Блум
таксономия образовательных целей
Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 237-239):
Часть 4 (стр. 233-317)
Расположение в файле:
стр. 233стр. 237-239стр. 317

Молодой учёный