Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ как способ поддержания достоверности сведений государственного реестра

Юриспруденция
17.02.2022
123
Поделиться
Библиографическое описание
Грибина, Е. П. Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ как способ поддержания достоверности сведений государственного реестра / Е. П. Грибина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88907/.


В статье автор рассматривает способ прекращения деятельности юридического лица по решению регистрирующего органа.

Ключевые слова: юридическое лицо, ЕГРЮЛ, исключение юридического лица.

Любая экономическая деятельность предполагает наличие отношений с юридическими лицами. Но никто не застрахован от вероятности столкновения с фиктивной организацией или, так называемой, фирмой-однодневкой. А ведь сотрудничество с такой организацией может быть чревато неблагоприятными, как финансовыми, так и юридическими последствиями.

Чтобы проверить контрагента на благонадежность можно воспользоваться, например, общедоступным источником — Единым государственным реестром юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) ЕГРЮЛ является федеральными информационным ресурсом. Он открыт для общего доступа и подразумевает свою достоверность.

Но в настоящее время не всегда можно положиться на добросовестность лиц, участвующих в гражданском обороте. Однако все его участники имеют право полагаться на достоверные сведения такого ресурса, как ЕГРЮЛ. В ЕГРЮЛ содержится достаточно много сведений о юридическом лице, которые помогают сделать вывод о благонадежности организации. В целях обеспечения «чистоты» бизнес-среды, то есть сведений об организациях, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также защиты законных прав и интересов добросовестных лиц, налоговыми органами на постоянной основе проводятся мероприятия по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Нельзя не согласиться с Е. В. Трофимовой, что перечень полномочий государственного органа по противодействию внесению в государственные реестры недостоверных сведений в настоящее время значительно расширен, кроме того, усилена ответственность недобросовестных субъектов предпринимательства, их руководителей и учредителей [3].

Стоит отметить, что в отношении юридического лица решение о прекращении его хозяйственной деятельности может приниматься как добровольно, так и принудительно. В судебном порядке, как указывает в своей работе Ю. Черепанова, юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим основаниям:

1) грубые нарушения законодательства России при создании юридического лица, которые не могут быть устранены;

2) неоднократное или грубое нарушение юридическим лицом в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности;

3) отсутствие возможности юридическому лицу достичь поставленные в его учредительных документах цели деятельности [4].

Наиболее радикальным и результативным способом обеспечения достоверности ЕГРЮЛ со стороны государства представляется — исключение из ЕГРЮЛ юридического лица по решению регистрирующего органа.

Ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, которая регламентирует отношения, возникающие при проведении регистрирующим органом процедуры исключения юридического лица из реестра, позволяет обозначить основания для ее проведения:

— юридическое лицо является фактически прекратившим свою деятельность (недействующее — не сдающее отчетность и не осуществляющее операций хотя бы по одному банковскому счету);

— юридическое лицо не может провести ликвидацию ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и не может возложить эти расходы на его учредителей (участников);

— если в ЕГРЮЛ содержатся сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Три указанных выше основания, несомненно, вызывают недоверие к организации, указывая на недостоверные сведения о юридическом лице. Кроме того, считается неправильным, если в общедоступном государственном реестре будут содержаться сведения о фактически прекративших деятельность организациях, не способных обеспечить даже свою ликвидацию, а зачастую и недостоверные сведения, например, об учредителе и (или) о руководителе юридического лица.

Следует обратить внимание на то, что Законом № 129-ФЗ предусмотрены последствия, которые распространяются на руководителей и учредителей неблагонадежных и исключенных из реестра организаций.

Так, руководители и учредители, обладающие на момент исключения недействующего юридического лица или лица с записью о недостоверностью не менее пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию, не смогут зарегистрироваться в качестве нового руководителя или учредителя в течение трех лет (пп «ж» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Тем самым законодатель на определенное время обезопасил бизнес-среду от лиц, которые уже однажды проявили себя как неблагонадежные участники гражданского оборота.

Как верно указал П. С. Долгополов, согласно пункту 2 статьи 64.2 ГК РФ) исключение юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам [2]. Таким образом, благодаря существующему способу исключения из гражданского оборота «фиктивных» организаций сокращается количество неблагонадежных организаций без применения процедуры ликвидации юридического лица, помогая с минимальными затратами государству защитить бизнес от рисков, связанных с фиктивными сделками. Как отмечает Ю. П. Черепанова, с момента исключения из ЕГРЮЛ субъект права перестает иметь гражданские права и нести обязанности, связанные с его деятельностью, то есть фактически перестает существовать [4].

Нельзя не отметить преимущество во времени рассматриваемого способа прекращения деятельности юридического лица. Но, исключая юридическое лицо из ЕГРЮЛ, государственный орган минует согласие, когда-то созданного юридического лица, на прекращение его деятельности. Более того, практика показывает, что юридические лица и их должностные лица не всегда в курсе того, что их организация прекратила действие.

Рассуждая на указанную тему, невольно задаешься вопросом: Что же такое исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: реальный способ борьбы с достоверностью сведений реестра или привилегия государства в лице регистрирующего органа бороться с фиктивными организациями, выводя их из гражданского оборота? И может ли быть злоупотребление со стороны государственного органа при осуществлении исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

В российском законодательстве заложены такие принципы ведения ЕГРЮЛ, как достоверность, открытость, публичность. Их обеспечение должно быть основной задачей контролирующих органов. Государство может и должно развивать добросовестное ведение гражданского оборота, не препятствуя действию принципов свободы экономической деятельности, свободы экономического пространства и др.

Нельзя не согласиться с тем, что в нормах Закона № 129-ФЗ закреплена возможность отказа в государственной регистрации по разным основаниям, что следует признать также эффективной мерой борьбы с создаваемыми фирмами-однодневками [1]. Кроме того, закреплен процесс проверки достоверности сведений, как включаемых, так и включенных в ЕГРЮЛ, внесение записи о недостоверности сведения и другие.

Представляется, что прекращение деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ, как способ поддержания достоверности сведений государственного реестра, может применяться только как крайняя мера, к которой стоит относится осторожно. Ведь формальный подход к проведению изучаемой процедуры может стать причиной для дальнейших судебных споров.

Литература:

  1. Буторина, Т. Н. К вопросу о способах создания и легитимации субъектов предпринимательства / Т. Н. Буторина, О. Н. Бармина. — Текст: непосредственный // Российская юстиция. — 2020. — № 6. — С. 14–17.
  2. Долгополов, П. С. Недействующее юридическое лицо / П. С. Долгополов. — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2022).
  3. Трофимова, Е. В. Информация о субъектах предпринимательства в единых государственных реестрах — черная дыра в галактике больших данных? / Е. В. Трофимова. — Текст: непосредственный // Предпринимательское право. — 2019. — № 3. — С. 44–49.
  4. Черепанова, Ю. П. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц / Ю. П. Черепанова. — Текст: непосредственный // Вестник арбитражной практики. — 2021. — № 4. — С. 46–51.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
юридическое лицо
ЕГРЮЛ
исключение юридического лица
Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 78-80):
Часть 2 (стр. 71-147)
Расположение в файле:
стр. 71стр. 78-80стр. 147

Молодой учёный