Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному

Педагогика
06.03.2022
171
Поделиться
Библиографическое описание
Бакирова, Л. Р. Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному / Л. Р. Бакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89208/.


Статья посвящена проблеме совершенствования русского произношения инофонами. В ней представлены артикуляционная характеристика и приемы отработки согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены тренировочные задания, включающие в себя стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки, идиоматические выражения, работа над которыми способствует коррекции и закреплению произношения звуков.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, согласные звуки, постановка произношения, коррекция, артикуляционная характеристика, тренировочные задания

Работа по постановке и коррекции произношения трудных для иностранцев звуков проводится на занятиях по фонетике. Методисты отмечают, что фонетические навыки можно считать сформированными в том случае, если развился фонетический (смыслоразличительный) речевой слух и установились связи между слухоакустической, моторной и фонематическими сторонами речи…» [2, с. 388].

Русские звуки [ф] и [в] вызывают затруднения у многих инофонов, например, у корейских студентов. Твердые согласные звуки [ф] и [в] и мягкие согласные звуки [ф’] и [в’] образуют пары по признаку твердости-мягкости: [ф] — [ф’], [в] — [в’]. Дифференциация звуков, произношение твердых и мягких согласных — это то, на что необходимо обратить внимание при изучении данных звуков. Обратимся к их акустической характеристике.

Чтобы произнести твердые согласные звуки [ф] и [в], нужно приблизить нижнюю губу к верхним зубам и слегка коснуться их. Верхняя губа слегка открывает верхние зубы. Кончик языка не касается нижних зубов. Воздушная струя проходит через образовавшуюся плоскую щель. При произношении [ф] воздушная струя сильнее, чем при произношении [в] [1, с. 127].

Для того чтобы произнести мягкие согласные [ф’] и [в’], нужно приблизить нижнюю губу к верхним зубам так, чтобы образовалась узкая щель, через которую проходит воздух. Губы растянуты в стороны. Верхняя губа открывает нижние зубы. Весь язык продвинут вперед так, что кончик языка касается нижних зубов. Передне-средняя часть спинки языка высоко поднята по направлению к твердому небу, как при произношении звука [и] [1, с. 134].

Следующий важный этап — коррекция произношения. Отработка звуков может быть организована на основе выполнения фонетических упражнений. Это «вид упражнения, целью которого является формирование слухопроизносительных навыков» [2, с. 390]. При изучении звуков [ф] и [в] мы предлагаем обратиться к следующим упражнениям.

1. Слушайте. Слушайте и повторяйте. Читайте.

фа-фэ-фо-фу-фы

фа-ва-на

аф-эф-оф-уф-ыф

во-но-фо

ва-вэ-во-ву-вы

ну-фу-ву

ав-эв-ов-ув-ыв

фы-ны-вы

2. Прочитайте, переведите незнакомые слова, ответьте на вопросы:

жираф, фикус, фарш, ферма, фермер, фотограф, фокусник, фотоаппарат, фамилия, француженка, физика, фламинго, фразеологизм, фарфор, философ, вагон, варежки, ваза, волк, выдумщик, выдра, верблюд, весна, велосипедист, вулкан, витамин, вол, волчонок, ворона, вафли, водовоз, водопровод.

Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Какие слова обозначают один предмет, а какие — несколько?

3. Прочитайте, повторяйте за преподавателем скороговорки, стихотворения в медленном, в среднем, в быстром темпе:

  1. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  2. Федот Федотов в фуфайке улетел вчера в Уфу.
  3. Федотов вволю ел вчера из фруктов вафли до утра.
  4. Фофанова фуфайка Федору впору.
  5. У Феофана Митрофаныча три сына Митрофаныча.
  6. Фёкла в сарафане расфуфырилась.
  7. Фома фрегат направил по фарватеру.
  8. Фальсификаторы фальсифицировали фальсификации да не выфальсифицировали.
  9. Вороватые вороны разворовывали варенье, сваренное Варварой в воскресенье.
  10. Вавилу ветрило промоклосквозило.
  11. Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

  1. Проворонила ворона воронёнка.
  2. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали,

Рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

  1. Во дворе трава, на траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Не вместит двор дров –

Дрова выдворить пора.

  1. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,

А врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.

  1. Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  2. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  3. У девчонки, у Варюшки

потерялись варежки.

Помогали две Валюшки

Искать Варе варежки [5].

4. Прочитайте, повторяйте за преподавателем пословицы, поговорки, идиоматические выражения. Запомните их:

  1. Всюду вхож, как медный грош.
  2. Всякая всячина.
  3. Входить в курс дела.
  4. Кровь за кровь.
  5. Фирма веников не вяжет.
  6. Век живи, век учись.
  7. Ворон ворону глаз не выклюет.
  8. Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить.
  9. С волками жить — по-волчьи выть.
  10. Встать во весь рост.
  11. Взять себя в руки.
  12. Давать голову на отсечение.
  13. Давать слово.
  14. Дырявая голова.
  15. Светлая голова [3].

5. Прочитайте шуточное стихотворение с различной интонацией (грусть, радость, удивление, восхищение, обида, страх):

Ва-ва-ва, ва-ва-ва

вот высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы

Даже выше головы.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве

васильки видны в траве.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву

— Васильков букет нарву.

Ви-ви-ви, ви-ви-ви

— Только много их не рви [4, с. 170].

Литература:

  1. Абрамова, Г. А. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для студентов-иностранцев. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 179 с.
  2. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — Москва: ИКАР. — 2009. — 448 с.
  3. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке: материалы для занятий по русской фонетике / сост. Н. В. Богданова-Бегларян, С. Б. Степанова. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013. — 64 с.
  4. Успенская, Л. П., Успенский, М. Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В 2 т. Ч. 2. — Москва: Просвещение, 1995. — 319 с.
  5. Фонетическая хрестоматия. Материалы по русской фонетике. Скороговорки и палиндромы. Пословицы и поговорки. Идиоматические выражения. Стихи / сост. Н. В. Богданова, Л. В. Игнаткина. — Санкт-Петербург, 2003. — 204 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
русский язык как иностранный
согласные звуки
постановка произношения
коррекция
артикуляционная характеристика
тренировочные задания
Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 147-148):
Часть 3 (стр. 133-191)
Расположение в файле:
стр. 133стр. 147-148стр. 191

Молодой учёный