Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Продуктивная деятельность как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Педагогика
04.03.2022
1102
Поделиться
Библиографическое описание
Мухутдинова, Л. М. Продуктивная деятельность как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Л. М. Мухутдинова, Ф. С. Газизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89261/.


Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют важность сенсорного развития ребенка для его будущей жизни. Это определяет задачу, стоящую сегодня перед дошкольным учреждением — разработать и использовать в детском саду наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития. Одним из таких средств является продуктивная деятельность дошкольника.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте — это развитие эмоций, восприятий, зрительных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги чувствительности, значительно повышаются острота зрения и цветовое восприятие, ощущение веса предметов также становится более точным, совершенствуются фонематический и звуковысотный слух.

Наряду с формированием сенсорных эталонов в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста совершенствуются действия восприятия. Формирование у дошкольников способов обследования предметов проходит несколько этапов:

— действия внешней ориентации (опора, ощупывание, непосредственное отслеживание контура и т. д.);

— действия непосредственного восприятия: сопоставление, сравнение свойств разных предметов с сенсорными эталонами, группировка по выбранным признакам;

— выполнение более сложных глазодвигательных и глазомерных операций, последовательного зрительного обследования подробного словесного описания свойств воспринимаемого объекта [1, с. 18].

Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным развитием ребенка, поскольку необходимое для успешной продуктивной деятельности формирование представления об объектах требует приобретения детьми знаний об их свойствах, качествах, форме, цвете, размере, их положении в пространстве.

Основным способом организации продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста является информационно-организационный, который обеспечивает восприятие детьми заранее подготовленной информации, когда дошкольники получают от воспитателя подробные пошаговые инструкции по выполнению деятельности [2]. Основными методами организации продуктивной деятельности младших дошкольников в ДОУ являются речевые методы (беседа, объяснение, поощрение, художественное слово) и игровые методы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые).

Посредством данных методов решаются основные задачи формирования продуктивной деятельности и сенсорного развития дошкольников. На занятиях могут применяться различные методы, которые позволяют раскрыть личность ребенка, создать условия для переживания положительных эмоций в процессе творческого вдохновения, стать движущей силой, благотворно влияющей на развитие ребенка. Эта сила помогает дошкольнику справляться с трудностями в процессе продуктивной деятельности и способствует сенсорному развитию детей.

На основе теоретического анализа по проблеме исследования мы сформулировали гипотезу о том, что процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным, если организовать его посредством продуктивной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа организована посредством трех этапов — констатирующий, формирующий и контрольный. Ее участники — две группы детей младшего дошкольного возраста (3–4 года), экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе 24 ребенка младшего дошкольного возраста, в контрольной группе — 23 ребенка.

Цель констатирующего этапа состояла в том, чтобы выявить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной и в контрольной группах.

В качестве методов проведения диагностики использованы методы наблюдения и беседы с дошкольниками в процессе выполнения ими специально организованных диагностических заданий (по методике Л. А. Венгера). При проведении диагностики мы опирались на следующие критерии определения уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста: сформированность у ребенка представлений о сенсорных эталонах цвета; сформированность у ребенка представлений о сенсорных эталонах формы; сформированность у ребенка представлений о сенсорных эталонах величины.

Наблюдение за детьми и беседы с ними при проведении заданий показали, что почти никто из детей не справляется с ними в полной мере. Высокий уровень сенсорного развития имеют только 8 % младших дошкольников в экспериментальной группе и 13 % в контрольной; средний — 67 % в экспериментальной и 65 % в контрольной; низкий — 25 % в экспериментальной и 22 % в контрольной.

Исходя из полученных результатов на формирующем этапе в экспериментальной группе мы провели работу по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.

Направлениями проводимой работы стало проведение занятий в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей младшего дошкольного возраста, закономерностями сенсорного развития на данного этапе, а также спецификой продуктивной деятельности; обогащение развивающей среды группового помещения, а также работа с родителями дошкольников.

Содержание занятий и виды продуктивной деятельности подбирались так, чтобы охватить основные сенсорные эталоны цвета, формы и величины, которые должны быть освоены детьми младшего дошкольного возраста и проверяются в ходе диагностики. Мы уделяли особое внимание тому, чтобы показать детям характеристики этих сенсорных эталонов и найти такие формы работы, которые подходят именно этой группе и соответствуют реальному уровню сенсорного развития, выявленному при проведении исходной диагностики. Так как деятельность детей младшего дошкольного возраста носит в основном подражательный характер и непосредственно связана с игровой, то все занятия и виды деятельности, предлагаемые дошкольникам, были обыграны.

В ходе продуктивной деятельности мы применяли наглядные приемы и методы, использовали представления дошкольников о внешнем виде предметов, окружающих их в групповом помещении. Например, предлагали, «Найди предмет такой формы, цвета, размера и т. д., как мы используем в лепке, при рисовании и т. д»., «На что похожа фигура — нос снеговика, голова, ведерко на голове, какие у них формы и т. д». и другие. В работе с дошкольниками также широко использовали практические приемы и методы: «Найди, принеси, покажи…» и другие. Помимо наглядных и практических методов, использовали словесные методы и приемы: «опиши, что ты делаешь», «покажи, какое колечко нужно положить на пирамидку следующим» и т. д.

На занятиях детям предлагали потрогать используемые фигуры, отследить контуры, определить цвет, размер, ощупать и выбрать изображения заданного предмета (например, выбрать все треугольник для выполнения елочки и т. д.). Сравнивали вместе с детьми количество предметов, которые были разными или похожими друг на друга по цвету или размеру, по форме, считали такие предметы в зависимости от их признаков («Чего больше: квадратов или треугольников? Больших или маленьких треугольников?» и т. д.).

Когда мы задавали детям вопросы, акцентировали их внимание на признаках предметов, выражающих различные сенсорные эталоны: «Что это? Какой формы?», «Круги, треугольники, квадраты и так далее какого цвета?», «Какие меньше, какие больше, какие?» и т. д.

В результате происходило повышение уровня сенсорного развития дошкольников, дети из экспериментальной группы стали лучше ориентироваться в форме, размере и цвете предметов, научились называть их, сформировали представления об основных сенсорных эталонах. В контрольной группе уровень не изменился. Повторная диагностика показала, что высокий уровень сенсорного развития на контрольном этапе имеют уже 21 % младших дошкольников в экспериментальной группе (на 13 % больше) и 13 % в контрольной; средний — 79 % в экспериментальной (на 12 % больше) и 65 % в контрольной; низкий — 4 % в экспериментальной (на 21 % меньше) и 22 % в контрольной.

Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу исследования: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста действительно становится более эффективным, если организовать его посредством продуктивной деятельности.

Литература:

  1. Андреева Е. В., Тимошина О. Ю. Сенсорное и двигательное развитие как основа формирования познавательных процессов старших дошкольников // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз. — 2021. — С. 17–22.
  2. Иванова М. Н. Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/03/19/vidy-i-organizatsiya-produktivnoy-deyatelnosti (21.11.2021).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 170-172):
Часть 3 (стр. 133-191)
Расположение в файле:
стр. 133стр. 170-172стр. 191

Молодой учёный