Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Обеспечение личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел

Юриспруденция
06.04.2022
4970
Поделиться
Библиографическое описание
Семёнова, Ю. С. Обеспечение личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел / Ю. С. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90090/.


В статье автор уточняет понятие психологической безопасности, рассматривает способы и условия обеспечения личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел, а также формирует способы ослабления и последствия сильного стресса для них.

Ключевые слова: сотрудник, ситуация, личная психологическая безопасность, психологическая саморегуляция, психологическая травма, сильный стресс, способ ослабления стресса, условие стресса, действие, последствие, психолог.

Личная психологическая безопасность сотрудников — одна из важных составляющих работы органов внутренних дел. Она представляет собой максимально возможное сокращение воздействий психотравмирующих факторов, которые связаны со служебной деятельностью, а также минимизация их последствий.

Данная проблема комплексная, поэтому в разработке ее решения должны принимать участие медики, практические психологи и сам сотрудник, заинтересованный в устранении своих проблем в этой области. Часто в разных критических моментах даже обычные приемы психологической самозащиты помогут не менее, чем физическая самозащита. Если обратиться к опыту отечественных и зарубежных психологов ОВД, то можно сформировать перечень основных условий по обеспечению личной психологической безопасности в условиях риска:

  1. Важно знать о психофизиологических процессах, которые протекают в организмах людей при ощущении опасности;
  2. Важно усвоить конкретные схемы поведения в критических ситуациях, позволяющие выполнить профессиональные задачи и не пострадать;
  3. Важно овладеть различными действенными приемами психологической саморегуляции, применяя их перед критическими или опасными моментами, вовремя и после.

Если сотрудник уже имеет представление о том, что с ним происходит и почему, то он уже находится на верном пути и может действовать в правильном направлении. Наиболее трудным считается переход от стадии эмоций к стадии действия. Эмоциональная стадия может быть тесно связана с состоянием беспомощности, поэтому лучше всего и наиболее эффективнее сделать переход к стадии действий получается у сотрудников, чья физическая и профессиональная подготовка к условиям критических ситуаций находится на хорошем уровне.

Наиболее стабильное психологическое состояние может обеспечить вышеизложенная схема, так как данный переход позволит обеспечить чувство защищённости и увеличить результативность при исполнении поставленных задач, но не в каждой ситуации эта модель может являться достаточной для устранения стресса и минимизации различной степени последствий. Практическая деятельность отечественных правоохранительных органов и множество работ практических психологов ОВД формируют предпосылки к тому, что наибольшему количество сотрудников значимо владение навыками психологической саморегуляции.

Часто в стрессовых ситуациях у людей возникает чувство опасности, однако наравне с ним можно выделить беспомощность, неизвестность и неопределенность. От таких состояний могут появляться тяжелые психологические последствия, так как чувства потерянности, отсутствие знаний об окружении и будущем могут сводить с ума сотрудников в опасных для них ситуациях.

Подготовить различные варианты собственных действий в условиях стресса сотрудниками помогают психологи, которые могут качественно и эффективно проводить специальные групповые психологические тренинги, в ходе которых каждый лично для себя изучает возможные действия в условиях опасности. Примерами могут служить такие виды тренингов как ролевые игры, проигрывание отдельных ситуаций, которые связаны со службой или видеотренинги [2, с. 97], все они имеют свои плюсы и минусы, но их объединяет решение таких задач как:

  1. Формирование сотрудниками личного представления о возможных вариантах стрессовых ситуаций и реакций на них;
  2. Устранение чувств неизвестности и неопределенности;
  3. Развитие навыков прогнозирования хода событий;
  4. Устранение психологических препятствий и формирование готовности к действиям в условиях стресса.

Легче предотвращать психологические проблемы, чем их потом решать. На рис. 1 представлены способы ослабления стресса. Тренинги позволяют сотруднику выработать личные контролирующие качества и не зацикливаться на психотравмирующих моментах, а также позволят увидеть ситуацию в целом, собрав воедино все отдельные образы. Однако следует отметить, тренинги будут полезны для сотрудника только тогда, когда он проявляет заинтересованность, активность, сознательно работает и воспринимает руководство психолога.

Способы ослабления стресса [составлено автором]

Рис. 1. Способы ослабления стресса [составлено автором]

На рис. 2 представлены возможные последствия сильного стресса, они могут проявляться в разной степени сложности, также могут следовать сразу после психотравмирующих моментов либо быть отстрочены и проявиться гораздо позже.

Последствия сильного стресса [составлено автором]

Рис. 2. Последствия сильного стресса [составлено автором]

Все вышеизложенные последствия являются естественной реакцией человека на влияние стресса, чаще всего они носят временный характер, который зависит от степени психологической травмы и её личного значения для сотрудника. Например, когда сотрудник ОВД при возникновении конфликтной ситуации на массовом мероприятии действует в соответствии со ст. 24 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» [3], то вероятность психотравмирующих последствий возрастает. Далее, при получении психологической травмы, переживания могут сказываться на общем психологическом самочувствии, а также на взаимоотношениях с родными или товарищами на службе. Для того, чтобы этого избежать и не поддаваться своим эмоциям, необходимо трезво оценивать свои действия и поступки, не поддаваться желанию вступать в конфликты. Нужно также избегать травмирующие обстоятельства и мысли, которые могут напомнить о произошедшем.

Существует несколько путей выхода из периода острого реагирования — самостоятельно, с помощью близких и с помощью квалифицированного специалиста (психолога). Если же сотрудник не будет предпринимать каких-либо действий, то на основе стресса могут возникнуть разные негативные последствия, как алкоголизм, нетерпимость, тяга к экстремальным ситуациям, агрессивность, гипераффективная форма реагирования на людей или отдельные события, исключительно эмоциональные решения проблем и т. д.

В упомянутых случаях требуется создание программы последовательных действий для сотрудника, с учетом специфики конкретной службы, совместно со специалистами или руководителями ОВД [1], а также психологами и медицинскими работниками.

Литература:

  1. Мещерякова, А. В. Работа психолога с руководящими кадрами в системе правоохранительных органов: учебное пособие / А. В. Мещерякова; Южный федеральный университет. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. — 222 с.;
  2. Тарасенко, А. А. Подготовка сотрудников ОВД к обеспечению личной безопасности: учебное пособие / А. А. Тарасенко, П. Н. Войнов, В. Л. Михайликов. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 185 с.;
  3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ. Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
сотрудник
ситуация
личная психологическая безопасность
психологическая саморегуляция
психологическая травма
сильный стресс
способ ослабления стресса
условие стресса
действие
последствие
психолог
Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 209-212):
Часть 3 (стр. 143-213)
Расположение в файле:
стр. 143стр. 209-212стр. 213

Молодой учёный