Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние теории естественного права на правовой статус личности по Конституции Российской Федерации

Юриспруденция
09.05.2022
1402
Поделиться
Библиографическое описание
Шагунов, А. Д. Влияние теории естественного права на правовой статус личности по Конституции Российской Федерации / А. Д. Шагунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91283/.


В статье рассматривается воплощение естественных прав человека в основном законе РФ — Конституции РФ. Даются оценки теории естественного права учеными-правоведами. Прослеживается эволюция отношения к естественным правам человека в стране.

Ключевые слова : права, конституционные принципы, правовой статус, естественное право, естественные права.

Права человека являются одной из категорий, наиболее изучаемых наукой. Влияние теории естественного права на правовой статус личности изучался многими государственными деятелями и юристами. Р. Ю. Виппер писал о том, что права личности на уровне государства должны согласовываться с тем, что «вложила в людей природа, с их естественными свойствами и влечениями» [4, с. 15]. В. С. Шевцов считал, что естественные права являются неотъемлемыми свойствами человека, которые иногда даже не связаны с государством [11]. В. М. Гессен рассматривал естественное право как систему норм идеального права, соответствующего правоубеждению [5].

Большинство ученых согласны друг с другом в том, что естественные права человека вылились в юридическую форму. Но юридически закреплена лишь основная часть естественных прав [6, с.1]. Воплощение естественно-правовой теории в законах изучали Л. И. Глухарева, Л. В. Петрова, Е. О. Бочкарева, А. С. Куницын. Все они говорят о том, что естественные права основаны, прежде всего, на свободе выбора и свободной воле человека. Право на жизнь, достоинство личности, половая неприкосновенность — это неотчуждаемые и неотъемлемые естественные права. Государство не должно их попирать, хотя иногда это делается [7, с.71].

Но есть и другая точка зрения. Р. Штаммлер, И. Л. Чеснов, В. Е. Чиркин в качестве источника естественного права признают общество [10, с. 5].

Таким образом, мы видим, что естественное право признается юридической наукой источником современного конституционного права [3, с. 98]. В частности, так считают, например Д. М. Худолей и Л. Н. Вахрамеева [9, 3]. Но все естественные права невозможно закрепить в правовом поле. С течением времени появляются новые реалии, которые требуют правовой регламентации (эвтаназия, генетическая коррекция особенностей человека, генная инженерия, геронтология). И они могут и должны порождать его новые права, закрепленные в Конституции. А. А. Мецгер считает, что юридическому закреплению должны подлежать лишь положительные аспекты новых реалий, так как только это будет способствовать благополучному сосуществованию людей. Естественно-правовая теория создает условия для защиты таких прав [8, с. 58]. Выяснив отношение правоведов к данному вопросу, обратимся теперь непосредственно к воплощению данной теории в России.

Развитие естественно-правовой теории в России до революции имело свою специфику. Оригинальные политико-правовые идеи России конца XIX — начала ХХ в. не рассматривали весь русский народ с точки зрения защиты его естественных прав. В фокусе внимания были лишь дворяне и профессора, государственные чиновники и литераторы [8, с. 60].

По мнению А. С. Ивушкина, в России не отрицалась концепция «естественного права» [6, с. 3]. Опираясь на труды христианского характера, он пришел к выводу, что ряд табуированных запретов («не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй») по своей юридической природе являются обязанностями (обязанность не посягать на жизнь, честь, достоинство и имущество других людей) [6, с. 4]. Данные обязанности и представляют собой естественное право, т. е. набор неизменных правовых норм, имеющих внегосударственный характер. К тому же естественно-правовая философия России того времени не находила выражения в законах, а сводилась к морализаторству о спасении души человека [10, с. 8].

С приходом к власти большевиков в России появилась Конституция, в которой превалировало государство, а правовое положение личности зависело от того, трудится человек или нет. В. Е. Чиркин отмечал, что Конституции большевиков отвергали сами естественные права человека [10, с. 10]. Эти права даже при упоминании всегда шли в паре с классово-идеологическими характеристиками [10, с. 11]. Человек без государства был ничто, он был обязан служить и поклоняться ему, как богу. Не случайно большевики старались уничтожить веру в Бога, так как его должно было заменить государство в лице партийно-бюрократической верхушки. Советский этап развития показывает, что умаление естественных прав влечет за собой превращение человека в винтик огромной машины. Мы видим, что в сталинскую эпоху жизни людей ничего не стоили. У некоторых не было даже права на жизнь вследствие того, что они были не того происхождения. Государство было на первом месте.

В настоящее время категория «естественных прав» является одной из спорных в отечественной науке конституционного права и частично признана законодателями. Мы говорим о конституционализации этих прав. Конституционализация естественных прав в мире произошла впервые после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [1].

Россия после того, как сменила режим, в Конституции 1993 года поставила права человека на высший уровень (ст. 2 Конституция РФ) [2]. Причем в ч. 2 ст.17 Конституции РФ установлено, что основные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Т. е. некоторые наиболее важные права не исходят от государства, а имеют внегосударственный характер. Поэтому перечисление основных прав в тексте Конституции не отрицает наличие других прав (ч. 1 ст. 55). Государство также обязано их защищать (ст. 2 и 18 Конституции РФ). Тем не менее, прямых отсылок к понятию «естественное право» в тексте Конституции РФ нет.

Всеобщая декларация предусматривает право-требование («никто не может быть произвольно лишен жизни» — ч. 1 ст. 6). Конституция РФ в ст. 20 содержит похожее определение [2]. Практически вся вторая глава Конституции РФ говорит о естественном праве на жизнь и производных от него естественных правах на достоинство личности, свободу совести и т. д.

Кроме того, в Конституцию РФ в 2020 году был включен новый пункт «ж1» части 1 статьи 72. Это естественное право, которое попало под защиту закона. Речь идет о «защите института брака как союза мужчины и женщины». Включение данного пункта вызвано легитимизацией однополых браков в других странах.

Итак, Конституция РФ рассматривает естественное право как свод обязанностей по соблюдению субъективных естественных прав, правил поведения и защиту естественных прав. В ст. 18 Конституции РФ указано, что права человека определяют смысл законов. Это положение подтверждает официальное признание концепции «естественного права». Основа конституционного регулирования — система конституционных принципов, имеющих естественное происхождение. Но действие прав не является неограниченным. Во-первых, ч. 3 ст. 17 Конституции РФ закрепляет, что «осуществление прав не должно нарушать права и свободы других лиц. Во-вторых, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ провозглашает возможность ограничения прав человека в случае объявления чрезвычайного положения. В-третьих, нормативная фиксация прав человека в силу ограниченности нормы как формы вербального выражения прав человека придает им определенную форму, тем самым ограничивая не только их объем, но и действие [1].

С принятием действующей Конституции РФ естественные права человека перестали быть декларативными.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// [Электронный ресурс] URL: http:// www. base.garant.ru(дата обращения 27. 04. 2022)
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// [Электронный ресурс] URL: http:// www. base.garant.ru (дата обращения 27. 04. 2022)
  3. Вахрамеева Л. Н. Естественно-правовая теория как источник современной Российской концепции прав и свобод человека// Сибирское юридическое обозрение. — 2018. Том 15. — № 1. — С. 98–100
  4. Виппер Р. Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2007.- 277 с.
  5. Гессен В. М. Возрождение естественного права. — СПб., 1902.- 43 с.
  6. Ивушкин А. С. Эволюция понятий «Естественное права» и «Права человека»// Наука. Общество. Государство. — 2016. Т. 4. № 2(14). — С. 1–5
  7. Ливеровский А. А. Рациональная модель конституционного регулирования //Lex Russica.-2019.- январь № 1 (146). — С. 71–81
  8. Мецгер А. А. Естественные права человека и государственная защита прав граждан в Российской Федерации // Образование и право. — 2021. — № 4. — С. 58–60
  9. Худолей Д. М. О конституционализации концепций естественных прав и естественного права//Ex jure. — №. 4. — 2019. С. 33- 36
  10. Чиркин В. Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право.- 2002. -№ 2. -С. 5–13
  11. Шевцов В. С. Права человека и государство в Российской Федерации: моногр. — М.: Профобразование, 2002. — 438 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
права
конституционные принципы
правовой статус
естественное право
естественные права
Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 385-387):
Часть 6 (стр. 371-441)
Расположение в файле:
стр. 371стр. 385-387стр. 441

Молодой учёный