Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Филология, лингвистика
21.06.2022
3735
Поделиться
Библиографическое описание
Махмудова, Ш. А. Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» / Ш. А. Махмудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93271/.


В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

Ключевые слова: роман, пьеса, сюжет, конфликт, трагедия.

В 1859 году Островским была написана одна из замечательных пьес, в то время, когда театральная реформа была необходима. По словам Островского «игра актеров гораздо важнее для зрителей, а текст пьесы можно читать дома». Тем самым писатель подготавливал публику к разнице между пьесами для спектаклей и пьесами для чтения. Но старые традиции были еще сильны. Сам автор определял жанр «Гроза» как драму. Сначала нужно разобраться в терминологии. Драма характеризуется серьезным, преимущественно бытовым сюжетом, стилем, приближенным к реальной жизни. На первый взгляд, в «Грозах» много драматических элементов. Это, конечно, повседневная жизнь. Невероятно четко прописаны нравы и быт города Калинова. Складывается полное впечатление не только об отдельно взятом городе, но и обо всех провинциальных городках. Не случайно автор указывает на условность сцены: необходимо показать, что существование жителей типично. Различие в социальных свойствах народа: от поступков и характера каждого героя во многом определяются его социальным статусом.

«Гроза» Островского оказала значительное влияние на русское общество. В этом отношении особенно примечательна героиня Катерины. Благодаря пьесе и Катерине Островский стал популярен как в стране, так и за границей, а сама Катерина осталась «лучем солнца в темном царстве». Критика спорит о многих чертах Катерины, но она остается важным женским персонажем, сотворенное бытие которого переплетается с Анной Карениной.

Катерина была тем трагическим началом и отчасти Кабанихи. В трагедии был заложен сильный идейный конфликт, борьба, закончившаяся смертью главной героини или нескольких персонажей. Образ Катерины изображен сильным, чистым и честным человеком, который стремился к свободе и справедливости. Не по своему желанию Катя выходит рано замуж, но смогла до некоторой степени влюбить в себя бесхребетного мужа. Часто в мыслях Кати летают мысли, что могла бы она летать. Главной героини хотелось ощущать ту внутреннюю легкость, которая была с ней до вступления в брак. Атмосфера постоянных скандалов и ссор душила и теснила Катю. Она не может ни соврать, хоть Варвара и говорит, что вся семья Кабановых держится на лжи, ни замять правду. Катя влюбляется в Бориса, потому что изначально и она, и читатели кажутся такими же, как она. У девушки была последняя надежда спастись от разочарования в жизни и в людях — побег с Борисом, но юноша отказался от Кати, действуя подобно другим обитателям чуждого Катерине мира.

Чехов, напротив, оптимистично и хорошо относится к женщинам, рассказывая в своих произведениях об их воспитании посредством психологического анализа. Все его женские образы являются проводниками чеховской объективности и повествовательного метода, раскрывая его личность и философию. Другие критики, однако, считают, что женщины разного происхождения изображены с иронией и что из-за его несколько отрицательного отношения к женщинам многие женщины-критики не любили Чехова. Чехов как бы хочет помочь женщинам улучшить свое положение в жизни (свои права и образование). Критика пыталась доказать, что Чехов не любил своих женских персонажей за то, что в юности они производили на него негативное впечатление. Критики Чехова также признавали, что в ранние годы он создавал слабых и беспомощных женщин. Критика к концу девятнадцатого века стала замечать, что изображаются более сильные женщины. Таким образом, чеховская Олинка была отмечена как идеальная женщина, противопоставленная в том числе эмансипированным женщинам. Было также подчеркнуто, что термин «идеалистическая женщина» стал более регулярной частью лексикона.

События в драме А. Н. Островского «Гроза» разворачиваются на берегу Волги, в вымышленном городе Калинове. В произведении приводится перечень действующих лиц и их краткие характеристики, но их все же недостаточно для того, чтобы лучше понять мир каждого героя и раскрыть конфликт пьесы в целом. В «Грозах» Островского не так уж много главных героев.

Трагедия «Грозы» вытекает из своеобразной системы ценностей общества, где был изображен народ того времени. В пьесе символизируются ценности той системы, поддерживаемые старым поколением, той самой несгибаемой свекровью Катерины, Кабаничей, и ее коллегой-мужчиной Дикой, усваивается всеми, в том числе и самой Катериной, которая не избегает ни физических, ни психологических уз своего окружения в социальной среде. В этих событиях Катерине не остается как принять свою кончину с фаталистической покорностью. Страх главной героини перед природным явление «грозой» был иррационален, но он символизировал то, что критик И. А. Овчинина назвала «страхом собственной совести, ужасом, что она должна умереть не в благодатном состоянии» [1]. По замечаниям Р. А. Писа Катерина «чувствует себя обязанной искупить свой грех, исповедоваться в нем и покаяться перед всеми, включая свекровь как своего Немезиду, своего ослабевшего мужа и всех людей в городе. Ее вина, проистекающая из преданности христианскому учению, побеждает ее временную оплошность, позволившую регулировать ее жизнь внешними, а не внутренними санкциями». Несмотря на это Катерина нашла в себе силы нарушить табу. Главная героиня не смогла жить с чувством вины, приняв религиозные заповеди, продолжавшие удерживать ее в жутком самоконтроле [3].

В пьесы изображен контраст между двумя рушащимися веками: отсталой Россией Петра Великого и грядущей эпохой романтизма. Ценности старшего поколения, в пьесы изображены, уходящими корнями далеко в семнадцатый век, а мировоззрение молодого поколения более близки к девятнадцатому. Молодежь показывает свои эмоции гораздо более открыто; они нерешительны, порой даже вспыльчивы — тем самым они «романтичны». Эта шкатулка с ценностями, собравшая в себя кусочки русской культуры шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков, существующих близко друг к другу [3].

Таким образом, пьеса «Гроза», отражает реалистическую картину старомодной русской патриархальной жизни. В пьесе мы наблюдаем один из пронзительных, но в тоже время простых когда-либо сделанных психологических анализов русской души. Катерина предстаёт перед нами хрупкой и подавленной своей утомленностью, но несмотря на это, Катерина выступает в роли той бунтовщицы, которая хочет быть свободной и не ужесточенной жизнью. На наш взгляд, само отношение Катерины, не было безнадежным, так как этот бунт был в духе целой страны, в котором была та надежда на конец столетнего крепостничества в русской истории народа.

Литература:

  1. Овчинина И. А. А. Н. Островский. Этапы творчества. — М.: Энциклопедия сёл и деревень, 1999. — 220 с.
  2. Островский А. Н. Полн. собр. соч.: в 16 т. — М.: ГИХЛ, 1950–1953. — Т. 2. — 407 с.
  3. Peace, R. A. “A. N. Ostrovsky’s The Thunderstorm: The Dramatization of Conceptual Ambivalence.” Modern Language Review 84, no. 1 (1989): 99–110.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
роман
пьеса
сюжет
конфликт
трагедия
Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 148-150):
Часть 2 (стр. 89-169)
Расположение в файле:
стр. 89стр. 148-150стр. 169

Молодой учёный