Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности эмоциональной сферы подростков

Педагогика
23.11.2022
11053
Поделиться
Библиографическое описание
Воронова, И. О. Особенности эмоциональной сферы подростков / И. О. Воронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 110-111. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96541/.


Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими способностями к распознаванию своих и чужих эмоций, а также неумение их контролировать. В данной статье мы рассмотрим особенности эмоциональной сферы подростков и обратим внимание на факторы, влияющие на возникновение тех или иных эмоций.

Ключевые слова: подростковый возраст, эмоции, эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения.

Подростковый возраст — это промежуточный этап между детством и взрослой жизнью, характеризующийся высокой интенсивностью личностного и психического развития. Ранним подростковым возрастом определяется период от 10 до 12 лет, а основной этап взросления приходится в 13–15 лет. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться, постепенно превращаясь в организм взрослого человека. В подростковом возрасте у человека формируются новые представления о себе, укрепляется самооценка, актуализируются особенности характера.

Особенности развития эмоциональной сферы подростков базируются не только на фоне гормональных и физиологических изменений. Большую роль в формировании эмоциональной стабильности играет стиль воспитания и особенности детско-родительских отношений. Эмоциональное и психическое состояние школьника подросткового возраста крайне уязвимо, поэтому чем более напряженные у подростка отношения с родителями, тем больше вероятность возникновения неблагоприятных эмоциогенных ситуаций. На наиболее острые ситуации, подросток будет реагировать особенно ярко, закрепляя негативный опыт в акцентуациях своего характера и личности, что в дальнейшем может привести к психопатии [1].

По мнению В. Г. Казанской для подростков характерно «застревание» на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных. Подросток сталкивается с многообразием проявления эмоций, различает больше оттенков и проживает их глубже и ярче чем раньше [2]. Возникновение тех или иных эмоций связано по большей части с ведущим видом деятельности подростков, а именно с межличностным взаимодействием. Подросток стремится занять свое место в иерархии коллектива, начинает испытывать влечение к представителям противоположного пола, и при этом часто испытывает тревогу по поводу своей внешности и условной популярности.

Внешность подростка постоянно меняется, тело может расти непропорционально, гормональные изменения вызывают воспаления на лице, и в целом подросткам часто не нравится, как они выглядят. Это отражается на их самооценке, уверенности в себе и настроении. Подростки очень критично относятся к своей внешности, что дает повод для новых переживаний.

В подростковом возрасте дети стремятся к самоутверждению, особенно в обществе сверстников. Непринятие коллективом становится трагедией, а отсутствие близких дружеских отношений заставляет переживать. Что бы справится с переживаниями, подросток может уходить с свой собственный мир — виртуальные друзья, компьютерные игры, книги. Если же подростку удается выстроить близкие дружеские отношения, то он начинает относится к такой дружбе с особым трепетом и глубиной, открывая в себе новые чувства — отзывчивость, чуткость, верность, умение понимать и сопереживать.

По мере взросления у подростков отмечается существенное расширение словаря эмоций. Подростки реагируют на различные проявления окружающего мира более интенсивно, чем взрослые и дети. Диаметрально противоположные эмоциональные состояния у подростков могут быстро сменять друг друга. Всплеск в эмоциональной жизни подростков Т. Е. Круглова обосновывает попеременной активацией нервных процессов возбуждения и торможения. В подростковом возрасте нарастает общее возбуждение, а процессы торможения — ослабевают [3].

Эмоции подростка оказывают влияние на процесс функционирования и становления личности и определяют его поведение. Часто взрослые, в процессе взаимодействия с подростками отмечают повышение агрессивности, вспыльчивости и ранимости детей. Это связано с повышенной эмоциональной возбудимостью и низкой адаптивностью к различным ситуациям.

Желание выглядеть взрослым, свойственное подросткам, вынуждает их сопротивляться излишнему родительскому контролю и опеке. Подросток может очень активно сопротивляться ограничению его свободы, что часто и становится почвой для возникновения конфликтов в детско-родительских отношениях. Взрослые еще не видят в своем ребенке способности позаботиться ос себе самостоятельно, в том время как подросток стремится к самовыражению.

Для развития эмоционального интеллекта подростка необходимо научить его распознавать собственные и чужие эмоции. Подросток должен понимать причины возникновения тех или иных эмоциональных состояний, уметь правильно их называть. Далее необходимо обсудить с ним способы регуляции эмоциональных состояний. Подросток должен оценивать последствия проявления тех или иных эмоций и самостоятельно переключать себя на более безопасный для себя и окружающих способ их выражения. Данные навыки очень помогут в развитии эмоциональной сферы подростка [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера подростков имеет свои особенности и отличается повышенной интенсивностью и нестабильностью. Подросток переживает эмоции очень ярко и не всегда способен с ними справится, что создает дополнительные трудности при его взаимодействии с окружающими.

Литература:

  1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л. И. Божович. — Москва: Просвещение, 2001. — 0 с.
  2. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. / В. Г. Казанская. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 177 с.
  3. Круглова, Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Т. Е. Круглова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 281–284. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40260/ (дата обращения: 14.11.2022).
  4. Шери В. Д., Ключ к себе. Берем эмоции под контроль / Шери Ван Дейк; пер. с англ. В. Горохова; [науч. ред. А. Пингачева]. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 168 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
подростковый возраст
эмоции
эмоциональная сфера
эмоциональный интеллект
детско-родительские отношения
Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 110-111):
Часть 2 (стр. 77-159)
Расположение в файле:
стр. 77стр. 110-111стр. 159

Молодой учёный