Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Педагогика
05.12.2022
118
Поделиться
Библиографическое описание
Михайлова, В. В. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности / В. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97004/.


Старший дошкольный возраст, по определению Э. Эриксона, является ответственным этапом в развитии механизмов поведения, в становлении личности дошкольника в целом.

Сфера диалогического общения старшего дошкольника по мере его развития приобретает внеситуативный характер, поскольку она все больше затрагивает ситуации, не обязательно связанные с моментом общения. В этом возрасте возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную чувствительность детей к оценкам старших. Старшие дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

В дошкольном возрасте прослеживается существенное усложнение диалогического общения на разных ступенях развития детей в этот период.

Первый вид общения детей — эмоционально-практический (2–4-й годы жизни), для которой характерно ситуативность и зависимость от конкретной обстановки и практических действий партнера. Ребенку важно соучастие и поддержка сверстника в его забавах. Второй вида общения — ситуативно-деловой (4–6 лет). Для этой формы общения характерно деловое сотрудничество, которое предполагает занятие общим делом, умение согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Третий вид общения — внеситуативно-личностный (6–7 лет), для которой характерно общение на фоне совместного дела (игра, продуктивная деятельность) и внеситуативный характер речевых обращений к партнеру по общению.

Исходя из особенностей возраста, у старших дошкольников расширяются возможности развития навыков диалогического общения. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 6 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии навыков общения, в становлении личности дошкольника в целом.

Новые черты появляются у старших дошкольников во взаимоотношениях со взрослыми. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки дошкольника.

В исследовании Е. О. Смирновой показано, что к старшему дошкольному возрасту отношение у сверстников снова существенно меняется. К концу дошкольного возраста усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным и адекватным; злорадство, зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки). Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. К семи годам значительно сокращаются проявления детской застенчивости, демонстративности, снижается острота и напряженность конфликтов дошкольников.

Ровесник по мере формирования личности становится для старшего дошкольника не только предметом сравнения с собой, но и самоценностной, целостной личностью, субъектом общения и обращения. Собственное «Я» ребенка уже не столь жестко фиксировано нас своих объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и объемлет переживания других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, свободных проявлений ребенка.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка старшего дошкольного возраста значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

По мнению Н. Н. Кравцовой, в общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но еще далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Н. Н. Кравцова, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление конформности. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям».

По мнению известного отечественного психолога Т. А. Репиной, в контактах со сверстниками старшие дошкольники переживают очень важное и ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя.

В исследовании Т. А. Репиной говорится, что важную роль при формировании навыков и умений вести себя в группе сверстников играют усвоенные детьми нравственные нормы поведения, выработанные обществом. В ходе такого усвоения, появляющиеся социальные мотивы поведения выступают первоначально, по определению А. Н. Леонтьева, как знакомые, как известные нравственные представления о том, почему следует поступать так, а не иначе. Затем при определенных условиях воспитания знакомые мотивы превращаются в реально действующие побудители поведения и поступки детей.

По данным Л. И. Божович, совместные игры старших дошкольников начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для формирования у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. А. Р. Лурия считал, что дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным.

В старшем дошкольном возрасте происходит становление и развития такой формы общения сверстников как ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. ведь этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях:

— на уровне ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых ролей — врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка),

— на уровне реальных отношений, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).

В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой — переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело — игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста. С одной стороны, это говорит о том, что игра становится самостоятельной. С другой, ребенок не только овладевает в определенной степени каким-либо конкретным видом деятельности, но и действиями кооперации с другими детьми.

Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 419-421):
Часть 6 (стр. 385-463)
Расположение в файле:
стр. 385стр. 419-421стр. 463

Молодой учёный