Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка

Педагогика
24.12.2022
217
Поделиться
Библиографическое описание
Четвертакова, В. А. Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка / В. А. Четвертакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98212/.


В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeisterвпреподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: кластер, учебно-познавательные компетенции, критическое мышление, ментальная карта, русский язык, онлайн-приложение.

На данный момент одной из главных задач современного педагогического образования является формирование у обучающихся умения осознанно мыслить, самостоятельно анализировать, искать и систематизировать информацию. Помимо формирования у обучающихся творческого мышления, учителям необходимо также применение нестандартных методов и технологий в преподавании русского языка. Одним из таких методов, которые способствуют развитию мыслительной деятельности обучающихся, является педагогический метод кластера.

Кластер («гроздь») — это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди» [1]. Кластеры можно использовать на любых этапах урока. С помощью данного приема обучающиеся могут обобщить учебный материал, что является огромным плюсом. Наглядная информация запоминается гораздо лучше.

Кластер — это один из методов формирования у обучающихся критического мышления. Критическое мышление, в свою очередь, развивает следующие компетенции: коммуникативные, исследовательские, учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые и мыслительные.

При работе с кластером обучающийся имеет абсолютную творческую свободу: он может записывать всё, что приходит на ум, не боясь ошибиться. При работе в группе обучающиеся смогут сравнить свое мнение с другими, порассуждать об этом и прийти к лучшему решению поставленной задачи. Этот прием крайне эффективен как в сильных, так и слабых классах, поскольку обучающиеся смогут запомнить не только факты, но и какие-то важные части темы. То есть они не смогут изучить материал поверхностно.

Данный метод можно применить при систематизировании довольно большого объема информации: это поможет легкому её усвоению. С помощью онлайн-приложения MindMeister учитель сможет не только показать информацию наглядно, но и работать вместе с обучающимися. MindMeister — это онлайн-приложение для составления карт разума, которое позволяет пользователям визуализировать, делиться и представлять свои мысли через облако [2].

Прием ментальной карты очень схож с кластером, однако у них есть отличия. Ментальные карты ассоциативно структурируют, систематизируют информацию для запоминания, для восприятия; в конце работы над картой формулируется вывод. Кластеры же используются на предварительном этапе работы с информацией с целью — направить на решение проблемы, спланировать действия; и на основном этапе с целью установить причинно-следственные связи между гроздьями-элементами.

Используя возможности онлайн-приложения MindMeister можно создать не только ментальную карту, но и сам кластер.

Первым этапом работы является создание кластера посредством нахождения «ядра» изучаемой идеи или темы урока. Далее вокруг этой темы нужно составить крупные смысловые единицы — «спутники». После этого этапа необходимо найти логическую связь и объединить данные единицы между собой ключевыми понятиями. Нужно помнить, что работу необходимо продолжать, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Несмотря на то, что онлайн-приложение MindMeister были создано для создания ментальных карт, в нем также возможно создать ранее описанный кластер. Ученики могут редактировать свои ответы, оставлять комментарии и эмодзи.

Приложение дает возможность устанавливать связи между «спутниками», редактировать их стиль и в целом весь внешний вид кластера. По мере изучения материала можно добавлять, перемещать и изменять элементы кластера. Также в этом онлайн-приложении можно вставить различные ссылки и медиа файлы.

Этот подход дает возможность вовлечь всех обучающихся на уроке, повысить их мотивацию к учёбе. Обучающиеся смогут научиться правильно ставить вопросы, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать и приводить аналогии. Стоит упомянуть, что применение данного онлайн-приложения дает возможность выполнять кластер в дистанционном формате.

Таким образом, применения приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister позволит не только развить познавательный интерес у обучающегося, но и эффективно усвоить учебный материал. Благодаря такой наглядности, уроки русского языка станут гораздо интереснее. Данный метод также поможет создать благоприятную обстановку для коллективной работы в классе, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

Литература:

  1. Заир С. И.-бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2014–175с.
  2. Джина Трапани (14 июля 2008 г.). «Ускорьте сеанс мозгового штурма с помощью MindMeister». Лайфхакер.ру.
  3. www.mindmeister.com
  4. Яфарова, М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации / М. П. Яфарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 222–229.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
кластер
учебно-познавательные компетенции
критическое мышление
ментальная карта
русский язык
онлайн-приложение
Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 238-239):
Часть 3 (стр. 163-241)
Расположение в файле:
стр. 163стр. 238-239стр. 241

Молодой учёный