Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие социального интеллекта у детей подготовительной группы детского сада

Педагогика
14.03.2023
221
Поделиться
Библиографическое описание
Массарская, Ю. Р. Развитие социального интеллекта у детей подготовительной группы детского сада / Ю. Р. Массарская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100742/.


Развитие социального интеллекта особую актуальность имеет для дошкольников в связи с тем, что развитие социального интеллекта было закреплено на государственном уровне, а именно в новых ФГОС дошкольного образования, под которым мы можем понимать «социально-коммуникативное развитие», которое «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий…»

Ключевые слова: социальный интеллект, модели социального интеллекта, критерии социального интеллекта, старший дошкольник.

Понятию «социальный интеллект» изначально давалось множество трактовок, и впервые данному термину было уделено внимание в 1920 году Э. Торндайком, который использовал его для того, чтобы охарактеризовать одну из структурных составляющих «общего интеллекта». Ученым был в дополнение к абстрактному интеллекту, который представляет собой понимание и управление мыслями, и механическому, под которым понимается знание конкретных объектов, выделен социальный интеллект, представляющий собой понимание особенностей социальных ситуаций, возникающих в процессе непосредственного взаимодействия с людьми [1].

В рамках нашего исследования особое внимание следует уделить понятию «социальный интеллект», представленному Дж. Гилфордом. Автор понимает под социальным интеллектом систему, включающую в себя интеллектуальные способности, которые не имеют зависимости от общего интеллекта и в первую очередь обуславливаются познанием информации о поведенческих реакциях [2]. На основании этого Дж. Гилфорд определяет структуру социального интеллекта следующим образом: он включает в себя познание элементов и систем, характеризующих преобразования отношений, в также результаты поведения. Особое внимание автор акцентирует на том, что социальный интеллект начинает формироваться в детстве.

Наиболее полное описание модели социального интеллекта предоставлено в концепции, разработанной А. И. Савенковым. Автором было выделено три группы компонентов, представляющих собой структуру социального интеллекта:

а) первую группу представляют когнитивные компоненты, которые включают в себя социальные знания человека о людях, о специфике социальных правил и особенностях понимания людей, развитие у людей социальной памяти, социальной интуиции, сформированности навыков понимания настроений людей и мотивов совершаемых ими поступков;

б) во вторую группу отнесены эмоциональные компоненты, включающие в себя социальную выразительность, сформированность стремления сопереживать окружающих и умение осуществлять саморегуляцию собственного поведения;

в) в последнюю группу включены поведенческие компоненты, в которых выделяется социальное восприятие, сформированность навыков социального взаимодействия, а также уровень социальной адаптации человека.

Исследования, проведенные М. И. Лисиной, характеризуются тем, что у детей на этапе младенческого и раннего возраста происходит активное формирование представлений о том, как выстраиваются межличностные отношения. Именно этот процесс автор трактует в качестве социального интеллекта, развитие которого происходит в рамках ситуативно-личностного общения. Данное положение поддерживается Л. Ф. Обуховой, которая указывается, что формирование социального интеллекта и его активное проявление можно заметить уже на этапе доречевого развития ребенка [3].

Формирование социального интеллекта, наряду с общим интеллектом, начинается на этапе раннего детства, однако множество исследователей констатирует, что развитие социального интеллекта целесообразно проводить целенаправленно на протяжении всей жизни человека, в том числе и в процессе профессионального развития человека.

Дошкольное детство — благоприятный период для формирования социального интеллекта и социальной активности: у детей вырабатывается стойкая потребность в установлении социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В числе важных предпосылок развития социальных способностей выступает и дошкольная группа, которая представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество», в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды деятельности. Дошкольная группа становится значимым компонентом личностной микросреды ребенка [4]. Старший дошкольник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Следовательно, приобретение навыков социального взаимодействия с окружающими и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

И. Ю. Исаева называет следующие критерии социального интеллекта дошкольника эмоционально-мотивационные, когнитивные и поведенческие. К эмоционально-мотивационным критериям относятся самооценка, уровень развития эмпатии, мотивация взаимодействия; к когнитивным — общие умственные способности, понимание себя и партнера по общению, сущности ситуации общения, прогнозирование развития ситуации и поведения партнеров по общению; к поведенческим — навыки конструктивного взаимодействия и способы моделирования поведения и воздействия на партнера с целью изменения его поведения [5].

Социальный интеллект развивается во всех образовательных областях и видах деятельности, в которые так или иначе вовлечены дети. Согласно ФГОС дошкольного образования, дошкольники в своей повседневной жизни занимаются следующими видами деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, самообслуживанием и элементарным бытовым трудом, конструированием из различных материалов, изобразительной, музыкальной, двигательной, чтением (восприятие художественной литературы и фольклора) [6].

Развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста способствуют следующие условия: благоприятные детско-родительские отношения в семье ребенка; разнообразная игровая среда и применение различных видов игр в ДОУ, проведение специальных занятий, направленных на развитие социальных и эмоционально-личностных качеств.

Таким образом процесс развития социального интеллекта на этапе дошкольного детства является очень важным этапом во всем личностном развитии ребенка, т. к. именно он в большей степени определяет то, насколько успешно он освоит социальные системы и в дальнейшем успешно в них функционировать, что, в свою очередь, определяет уровень социально-психологической адаптации ребенка к изменившимся условиям среды. Зарождение и развитие отношений с окружающими также происходит на этапе дошкольного детства, и опыт этих взаимоотношений определяет то, как именно будет развиваться личность ребенка далее, что указывает на необходимость создания благоприятных условий для развития у ребенка социального интеллекта.

Литература:

  1. Отюцкий Г. П. Социальный интеллект: объектный и субъектный подходы / Г. П. Отюцкий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота. — 2016. — № 6 (68). — Ч. 1. — С. 144–146
  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под. ред. А. А. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1968. — С. 433–457.
  3. Лисина М. И. Общение со взрослыми детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной психологии / М. И. Лисина. — М. Мысль, 1994. — 367с.
  4. Манина К. Е. Становление социального интеллекта в онтогенезе / К. Е. Манина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 6–2. — С. 62–64
  5. Исаева И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис.... канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 2011. — 196 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
социальный интеллект
модели социального интеллекта
критерии социального интеллекта
старший дошкольник
Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 159-161):
Часть 3 (стр. 141-215)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 159-161стр. 215

Молодой учёный