Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Табличный метод решения задач на вычисление массовой доли растворенного вещества

Педагогика
30.03.2023
396
Поделиться
Библиографическое описание
Заборовская, Е. А. Табличный метод решения задач на вычисление массовой доли растворенного вещества / Е. А. Заборовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 153-157. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101130/.


В статье рассматриваются табличные методы решения задач на вычисление массовой доли растворённого вещества.

Ключевые слова: химия, табличный метод, массовая доля вещества.

Решение любых задач вызывают у обучающихся затруднения. Хотя решение задач — является одним из самых эффективных способов обучения: развивает навыки контроля и самоконтроля, помогает определить степень усвоение знаний и умений их использование на практике, позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях обучающихся и разрабатывать тактику их устранения. Самостоятельно справиться с решением задач могут немногие. Все больше и больше появляется задачи, имеющие практическое значение, которые являются также хорошим средством развития мышления учащихся. Поэтому на сегодняшний день тема решений таких задач является актуальной.

В данной статье я привожу метод решения химических задач на вычисления массовой доли растворенного вещества табличным способом. Данный способ не является новым, но в химии при решении задач редко используется. Сам метод очень удобный.

По сложности условно можно разделить эти задачи на:

I. Растворы, где меняется количество растворителя

II. Расчеты для одного раствора

III. Растворы, где меняется количество вещества

IV. Растворы, где меняется и количество вещества, и масса растворителя

V. Смешивание растворов.

Основные формулы, которые используются при решении задач:

Рассмотрим примеры решения некоторых задач.

I . Растворы, где меняется количество растворителя

Задача № 1

К 300 мл 24 % раствора соли ( ) добавили 40 г воды. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Дано:

Найти:

Занесем данные по условию задачи в таблицу 1 и произведем расчет возможных величин, помня, что числа в горизонтальных строчках можно умножать, а числа в вертикальных столбцах можно складывать (если добавляем, разбавляем) или вычитать (если упариваем). Нельзя складывать только массовую долю растворенного вещества между собой. Как правило за « x » — обозначаем то значение, которое необходимо найти.

Таблица 1

Было раствора

0,24

Добавили

40

0

0

Стало раствора

400

x

86,4

В последней строчке получаем линейное уравнение с одним неизвестным, решив которое мы получим ответ нашей задачи.

Ответ: 21,6 %

Задача № 2

Вычислите массу воды, которую нужно прилить к 420 г 15 % раствора соли, чтобы получить 9 % раствор.

Дано:

Найти:

Таблица 2

Было раствора

420

0,15

63

Добавили

x

0

Стало раствора

0,09

63

По аналогии с предыдущей задачей в последней строчке получаем линейное уравнение с одним неизвестным, решив которое мы получим ответ нашей задачи.

Ответ: 280 г

III . Растворы, где меняется количество вещества

Задача№ 3

Вычислите массу , которую необходимо растворить в 200 г раствора с массовой долей 10 %,чтобы получить 15 % раствор.

Дано:

Найти:

В этой задачи нам понадобится расчет малярных масс и . Рассчитаем молярную массу указанных веществ, используя периодическую таблицу Д. И. Менделеева:

;

Таблица 3

Было раствора

200

0,1

20

Добавили

x

y

yx

Стало раствора

0,15

В данной задачи мы сталкиваемся с кристаллогидратом. Необходимо произвести расчет массовой доли в кристаллогидрате:

Полученное значение занесём в таблицу 3 и получим:

Таблица 4

Было раствора

200

0,1

20

Добавили

x

0,64

Стало раствора

0,15

Составим линейное уравнение:

Ответ: 20,4 г

V . Смешивание растворов

Задача № 4

При смешивании 10 % и 30 % раствора соли получили 200 г 16 % раствора соли. Сколько граммов каждого раствора взяли?

Дано:

В этой задачи два неизвестных, поэтому вводим две переменные.

Таблица 5

Было раствора

Х

0,1

Добавили

Y

0,3

Стало раствора

200

0,16

Составим систему уравнению c двумя неизвестными:

Ответ: ;

Анализ эффективности данного метода показывает, что процент решения задач этим методом намного выше чем привычным «методом стаканчиков». Задачи, где может применяться этот методом присутствуют на ЕГЭ и ОГЭ как по химии, так и по математики, что расширяет область его применения.

Литература:

  1. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Сборник Задач по химии с решениями / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин –Москва: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2003. — 640 с.
  2. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А., Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы (в 2 т.) / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков — Москва: Экзамен: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2017.-448 с
  3. Мацокина Г. Ф., Пособие по химии: методы решения расчетных и экспериментальных задач, Нижний Новгород 2015
  4. Врублевский А. И., Задачи по химии с примерами решений, Минск: «Издательство Юнипресс», 2015.
  5. Денисов В. Г., Выполнение заданий и решение задач повышенной сложности с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену по химии (Алгоритмы выполнения заданий и способы решения задач) / В. Г. Денисов, Волгоград: Учитель, 2014.-133 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
химия
табличный метод
массовая доля вещества
Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 153-157):
Часть 3 (стр. 135-211)
Расположение в файле:
стр. 135стр. 153-157стр. 211

Молодой учёный