Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Педагогика
03.04.2023
747
Поделиться
Библиографическое описание
Евдакова, Н. С. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста / Н. С. Евдакова, С. Ю. Романова, О. Г. Ставинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101209/.


Для того чтобы взаимодействовать в обществе сверстников и взрослых, школьники должны преодолеть агрессивное поведение. Учащимся нужна помощь, потому что они часто не могут справиться с агрессией. Преодоление агрессивного поведения — одно из важных направлений в деятельности образовательной организации, для этого необходимо создать условия для решения индивидуальных проблем младшего школьника для его успешной социализации и самоопределения в обществе [5].

Создание атмосферы эмоционального благополучия и уважения в коллективе — сложный и сложный процесс, необходимый в деятельности, направленной на преодоление агрессивного поведения. Школа и учителя прилагают много усилий для преодоления агрессивного поведения младших школьников, их польза в развитии общества неоценима. Особенно важно обратить внимание на проблемы агрессии у школьной молодежи, этот возраст чувствителен к формированию конструктивных способов преодоления агрессивного поведения.

Т. Н. Мосина считает, что с младшими школьниками необходимо вести целенаправленную работу, чтобы снизить уровень агрессии; для этого младшим школьникам необходимо продемонстрировать практические способы решения конфликтных ситуаций, чтобы показать возможные способы решения острых ситуаций без применения физической силы. Важно прививать ученикам взаимное уважение [4].

Выделим основные направления работы по преодолению агрессивного поведения учеников начальной школы:

— педагогическая работа не с отдельным фактом агрессии, а изменение межличностного взаимодействия младших школьников;

— профилактика агрессивных проявлений в поведении детей школьного возраста, работающих с индивидуальными особенностями личности;

— выявление и исправление основных причин агрессивного поведения детей, отработка взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и семьей.

Основная цель преодоления агрессивного поведения младших школьников — формирование межличностного взаимодействия, налаживание общения, важно научить ребенка взаимодействовать без проявлений агрессии, показать способы проявить сочувствие к собеседнику даже в сложной обстановке.

Основные задачи по преодолению агрессивного поведения младших школьников:

— повышение самооценки;

— повышение доверия к сверстникам и взрослым;

— повышение уровня саморегуляции в эмоциональной сфере;

— развитие умений анализировать свое поведение;

— развитие навыка самоконтроля;

— развитие навыков конструктивных способов решения проблемных ситуаций [2].

Есть много способов исправить агрессивное поведение младших школьников, вот самые интересные:

— психодинамический метод направлен на преодоление внутренних противоречий и работу с внешними преградами для создания условий для конструктивного разрешения конфликта;

— поведенческий метод направлен на развитие способности уверенно выражать гнев, способности расслабляться и успокаиваться, создавая среду, в которой учащиеся понимают свои чувства и эмоциональные реакции, связанные с агрессивным поведением;

— когнитивно-поведенческая терапия направлена на изменение их чувств и эмоций, тем самым помогая младшим школьникам сосредоточиться на причинах агрессии, понять необходимость защищать свои интересы, принимая во внимание интересы и мнения других;

— телесно-ориентированная терапия позволяет использовать в образовательной деятельности различные средства для физической релаксации;

— арт-терапия направлена распознать чувства и переживания через творчество, чтобы учащийся мог испытать положительные эмоции, снижающие напряжение и агрессивность [6].

Как отмечает М. А. Голенищева, методы арт-терапии открывают большие возможности в разработке программ по преодолению агрессивного поведения у младших школьников. Также арт-терапия — отличный инструмент для предотвращения агрессии на уроках. Преодоление агрессивного поведения в образовательной организации младших школьников — процесс целенаправленный и организованный. Эта работа не может и не должна носить эпизодический характер, она дает результат только в том случае, если агрессивное поведение среди детей разрешается сразу, как только оно появилось или даже раньше в качестве профилактики [1].

Т. П. Смирнова определила основные правила преодоления агрессивного поведения младших школьников:

— ознакомление школьников с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

— школьники понимают, что каждый человек — уникальная личность (необходимость воспитывать детей, уважая различия между людьми);

— понимание школьниками принципа дополнительности как основной черты различий (каждый должен понимать, что их различия могут выступать как взаимодополняющие элементы, как подарок от каждого группе в целом);

— понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (важно научить детей вместе решать проблемы и совместно работать над выполнением задач, чтобы наглядно показать, как каждый выигрывает при решении проблем путем сотрудничества) [5].

Вместе с традиционными методами существует возможность использования компьютерных технологий в преодолении агрессивного поведения младших школьников. Существует множество компьютерных программ, говорящих о доброте, вежливом общении с окружающими, трудолюбии и соблюдении правил поведения. Виртуальный игровой опыт позволяет ребенку формировать собственные ценности.

Помимо вышеперечисленных методов, форм и способов преодоления агрессивного поведения у младших школьников, важно одно условие работы — взаимодействие с семьей. Работа с родителями состоит из двух частей: просветительская работа об агрессивном поведении ученика и обучение эффективным способам взаимодействия с агрессивным ребенком.

При работе с агрессивными детьми нужно учитывать их внутренние проблемы. Ребенок воспринимает всё это на бессознательном уровне и в будущем, не осознавая причин изменений своего характера или личности, он может столкнуться со многими проблемами, не понимая источника их происхождения и не находя решений, которые могут потребовать профессиональных медицинских лечение в помощь опытному психотерапевту или даже психиатру [3].

Таким образом, мы рассмотрели условия и способы преодоления агрессивного поведения учащихся начальной школы. Для полноценного развития ребенка необходимо найти такое положение в психоэмоциональных отношениях с его окружением, которое было бы взаимовыгодным и без проявлений агрессии.

Литература:

  1. Голенищева, М. А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии / М. А. Голенищева // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2015. — № 1. — С. 57–61.
  2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2015. — 464 с.
  3. Маняпова, Е. В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения / Е. В. Маняпова // Педагогическое образование в России. — 2010. — № 2. — С. 160–167.
  4. Мосина, Т. Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т. Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2018. — № 6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-detey-mladshegoshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.12.2021).
  5. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. — 160 с.
  6. Чудакова, М. Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога / М. Ю. Чудакова. — М.: Генезис, 2012. — 200 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 152-153):
Часть 3 (стр. 135-211)
Расположение в файле:
стр. 135стр. 152-153стр. 211

Молодой учёный