Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России

Экономика и управление
09.06.2023
371
Поделиться
Библиографическое описание
Гайворонская, С. А. Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России / С. А. Гайворонская, А. Р. Щеглова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103852/.


В статье авторы анализируют отечественный сектор малого и среднего предпринимательства на уровень цифровизации предприятий и вовлеченность государства в поддержке развития информационно-коммуникационной сферы страны.

Ключевые слова: цифровая трансформация, Российская Федерация, цифровая экономика.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается значительный прогресс в области цифровой трансформации. Изменения масштабны, они касаются всех федеральных органов власти, экономической и социальной сфер, а также национальной безопасности. Цифровизация российской экономики в условиях глобальной трансформации сопровождается рядом проблем. Цифровая трансформация базируется на определенных принципах, в том числе на управлении и анализе данных. Хозяйствующие субъекты сами определяют приоритетные направления цифровизации: внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы; управление базами данных; управление процессами производства, продаж и рекламы.

Государство, в свою очередь, не игнорирует эту проблему и благодаря национальным программам способствует популяризации цифровизированных процессов в бизнесе малых и средних предприятий. В статье 127 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» сказано, что Правительство РФ учредило новый орган, который будет контролировать и способствовать развитию инновационной среды Российской Федерации и продвижению отечественного программного обеспечения.

Созданным органом является “Российский фонд развития информационных технологий” (РФРИТ). РФРИТ контролирует введение инициативы вместе с Министерством экономического развития Российской Федерации с 2018 года, когда был разработан документ, регламентирующий проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [4]. Целью данного проекта является продвижение информационно-коммуникационной сферы страны, а именно продвижение и финансирование отечественных цифровых продуктов и услуг в В2В сегменте как на российском рынке, так и за пределами страны.

Вместе с паспортом проекта была утверждена национальная программа под названием «Цифровая экономика», которая направлена на интеграцию образовательных учреждений (школ, университетов и др.) в цифровую среду. Внутри данной программы разработаны целевые показатели развития эффективности цифровой экономики до 2024 года, а именно:

1) увеличение доли субъектов МСП в общем объеме ВВП с 22,3 % до 32,5 %;

2) рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства с 19,2 млн чел. до 25 млн чел.;

3) увеличение экспорта продукции субъектов МСП с 8,6 % до 10 %.

Ноябрь 2022 года был вызовом для экономической трансформации субъектов МСП, оказывая многофакторное внешнее давление на функционирование малого и среднего бизнеса. На тот момент большое количество субъектов МСП успешно функционировали, обеспечивая почти 40 % оборота и общего числа занятого населения. Минуя ухудшение экономической ситуации в стране под влиянием санкционного давления, официальные данные показывают увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства (рис. 1).

С марта по сентябрь в 2022 году среднее число зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 20 % больше показателя за январь-февраль этого же года и на 39 % больше среднего показателя за 2021 год [1].

Регистрация новых МСП в 2021–2022 гг., тыс. в среднем в месяц

Рис. 1. Регистрация новых МСП в 2021–2022 гг., тыс. в среднем в месяц

В начале 2019 года аналитический центр НАФИ опросил 654 руководителей предприятий в восьми федеральных округах Российской Федерации с целью оценить готовность малого бизнеса готовность к цифровой экономике [5]. По данным исследования, использование интернет-инструментов для продвижения товаров и продвижения товаров и услуг вошло в тройку самых популярных цифровых инструментов малого и среднего бизнеса в России. Например, 36 % московских и 28 % региональных компаний ведут свои профили в социальных сетях. 41 % и 31 % соответственно продвигают свои сайты в поисковых системах.

Качественный и эффективный рост цифровой экономики возможен только при наличии информационных технологий, которые позволят максимально точно отслеживать и анализировать состояние рынка и секторов экономики. Цифровые платформы для управления экономикой станут основой для внедрения новых информационных и инновационных технологий. Эти меры обеспечат опережающее развитие России по сравнению с западными и европейскими странами.

Литература:

  1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html
  2. Осиповская А. В. Цифровизация и ее влияние на экономику // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы VII Междунар. науч. конф. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/ 329/14991/
  3. Полянин А. В., Соболева Ю. П., Тарновский В. В. Цифровизация процессов малого и среднего предпринимательства. Управленческое консультирование. 2020;(4):80–96. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.22394/1726–1139–2020–4-80–96
  4. Российский фонд развития информационных технологий [Электронный ресурс] URL: https://рфрит.рф
  5. Индекс перемен: готовы ли российские компании к цифровой экономике: исследование. НАФИ — 2019 [Электронный ресурс] URL: https://nafi.ru/analytics/indeks-peremen-gotovy-li-rossiyskie-kompanii-k-tsifrovoy-ekonomike-en-index-of-changes-are-russian-c/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
цифровая трансформация
Российская Федерация
цифровая экономика
Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 235-237):
Часть 4 (стр. 221-289)
Расположение в файле:
стр. 221стр. 235-237стр. 289

Молодой учёный