Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Возможные источники чрезвычайных ситуаций на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов

Технические науки
10.06.2023
208
Поделиться
Библиографическое описание
Казанцев, К. Е. Возможные источники чрезвычайных ситуаций на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов / К. Е. Казанцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 117-118. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103931/.


В статье рассмотрены возможные источники чрезвычайных ситуации на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов и приведены мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: прирельсовый склад, хранение нефтепродуктов, чрезвычайные ситуации, профилактические мероприятия.

Прирельсовый склад светлых нефтепродуктов  это комплекс оборудования, который включает в себя резервуары, насосы, трубопроводы, систему слива с ж/д цистерн и автоцистерн, систему налива в ж/д цистерны и автоцистерны.

Прием и отпуск топлива производится через наливную автомобильную и ж/д эстакады, на которых расположено по два насоса КМН-100 и СВН-80 на каждой, счетчики жидкостные и наливные гофрированные рукава из бензостойкой резины [1, 6].

Для исследования возможных источников чрезвычайных ситуации на объекте, изучен план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов [2], где описаны возможные источники ЧС техногенного характера и источники разливов нефтепродуктов.

«Источниками ЧС техногенного характера являются:

— выброс нефтепродукта и его растекание в пределах площадки объекта;

— воспламенение разлива нефтепродукта;

— взрыв облака ТВС». [2, 31].

«Возможными источниками разливов могут быть:

— резервуары хранения;

— технологические трубопроводы, арматура на них (в случае их разрушения или нарушения соединения);

— продуктовые насосные станции (при нарушении режимов перекачки, разрушении и др.);

— сливоналивные устройства (в случае неисправности, ошибок персонала и т. д.);

— автомобильные цистерны и ж/д цистерны, используемые для доставки и отгрузки нефтепродуктов». [2, 31].

На объекте выделяются три группы взаимосвязанных причин, способствующих возникновению и развитию аварий:

— отказы технологического оборудования;

— ошибки персонала;

— воздействия природного и техногенного характера.

«На складах нефтепродуктов наиболее часто происходят аварии и разливы нефтепродуктов в системах перекачки при разрыве соединительных рукавов, разгерметизации технологических трубопроводов и оборудования насосных установок, которые могут стать источником ЧС(Н) на складах нефтепродуктов только при стечении самых неблагоприятных случаев». [2, 32]. Соотношение причин таких разливов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Причины аварий и утечек на трубопроводах (Остальные трубопроводы %)

Причина аварии

Транспортные трубопроводы

Линии сброса

Остальные трубопроводы

Коррозия

16,6

29,4

19,3

Внешнее повреждение

53,5

38,3

49,8

Разрушение материала

16,9

18,3

18,5

Дефекты строительства

5,6

5,1

4,8

Прочие

7,4

8,9

7,7

Коррозия труб, особенно внутренняя, является основной причиной большинства утечек и порывов, в основном, при длительной эксплуатации.

Внешняя коррозия обычно возникает на участках, где разрушено или повреждено внешнее покрытие, и трубопровод соприкасается с агрессивной средой (землей и др.). Другими причинами внешней коррозии могут быть:

— расслоение или местное отслоение защитного покрытия вследствие чрезмерно высокого потенциала катодной защиты;

— нарушение или неправильная установка катодной защиты;

— снижение эффективности катодной защиты, ввиду воздействия на нее катодной защиты рядом расположенных трубопроводов.

Внешнее повреждение трубопроводов является второй по значению причиной создания аварийной ситуации и может возникнуть в результате:

— механического воздействия на трубопровод (например, удар или полный разрыв трубопровода ковшом экскаватора при работах, не связанных с его строительством или эксплуатацией, и др.);

— природных факторов риска (землетрясения, оползни, проседания, пучения, разжижения грунта и т. д.).

К механическим повреждениям также относятся разрывы и трещины, возникающие, когда напряжения в стенке трубопровода превышают допустимые пределы. Такого рода ситуации, как правило, являются следствием недостаточно высокого качества сталей, из которых изготовлены трубы.

С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов, предусматривается выполнение инженерно-технических, специальных и организационных мероприятий, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение разливов нефтепродуктов.

Организационные мероприятия:

— проводится профессиональная и противоаварийная подготовка обслуживающего персонала;

— своевременно проверяются знания норм и правил промышленной безопасности;

— проводится обучение персонала;

— поддерживается постоянное взаимодействие с органами УФСБ, УГОЧС.

Инженерно-технические мероприятия:

— проводится контроль технического состояния оборудования;

— проведение сезонных профилактических работ;

— содержатся в постоянной готовности автомобили, специальная техника, различный инструмент, ремонтный материал, запасы строительных материалов, сорбирующих средств (песка), других материально-технических средств;

— имеется круглосуточная телефонная связь.

Специальные мероприятия:

— поддерживаются взаимосвязи с органами ГО и ЧС, ОВД;

— создан резерв материальных и финансовых ресурсов;

— заключен договор;

— на ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

— заключен договор страхования.

Литература:

  1. Казанцев К. Е. Научно-исследовательская работа второго семестра. — Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2023–24 с.
  2. План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на прирельсовом складе светлых нефтепродуктов.  Москва, ООО «…», 2018–111 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
прирельсовый склад
хранение нефтепродуктов
чрезвычайные ситуации
профилактические мероприятия
Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 117-118):
Часть 2 (стр. 81-155)
Расположение в файле:
стр. 81стр. 117-118стр. 155

Молодой учёный