Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Система коррекционной логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды

Педагогика
01.07.2023
2408
Поделиться
Библиографическое описание
Семакина, А. А. Система коррекционной логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды / А. А. Семакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104644/.


В тексте статьи рассматривается понятие ринолалии как научного феномена и раскрываются особенности коррекционной работы при открытой ринолалии в до и послеоперационный периоды.

Ключевые слова: ринолалия, открытая ринолалия, артикуляция, согласные звуки, гласные звуки, дошкольный возраст, послеоперационный период, речевое дыхание, мягкое нёбо, расщелины.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, при сохранном физическом слухе, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами периферической части речевого аппарата.

В зависимости от характера нарушений функции небно-глоточного смыкания выделяют формы [1]:

  1. Открытая — воздух выходит через носовую полость.

1) Функциональная (после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При данной форме возможен недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации. Парез — это снижение силы в мышцах или группе мышц.

2) Органическая:

– врожденная: обусловлена расщеплением тканей органов артикуляционного аппарата, произошедшим в пренатальный период;

– приобретенная (результат травмы) [4].

  1. Закрытая — воздух не может пройти через носовую полость, страдают носовые звуки [н], [м] и их мягкие пары и гласные.

1) Функциональная. Снижение физического слуха, насморк, подражание

2) Органическая:

– передняя преграда в носовой части. Наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа; при полипах в носовой полости; — при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

– задняя. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, носоглоточных опухолей.

  1. Смешанная (носовая непроходимость и недостаточный небно-глоточный затвор)

Механизм нарушения [5]: анатомические дефекты артикуляционного аппарата → нарушения базы артикуляционных укладов → тяжелые нарушения звукопроизношения, нарушение начинается с гласных звуков → нарушения просодики →нарушения фонематических процессов → нарушение лексики и грамматики → общее недоразвитие речи.

Система логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный период имеет следующие цель и этапы [5]:

Цель : подготовка развития и речевого аппарата к уранопластике, психологическая подготовка к операции;

Включает в себя три возрастных периода: до года (доречевой), с года до трех — сензитивный период, с трех лет до операции.

Цель этапа: подготовка ребенка и его речевого аппарата к уранопластике.

Первый этап:

  1. Стимулирование появления гуления и лепета (работа с мамой) [4];
  2. Массаж мелкой моторики, артикуляционной и лицевой мускулатуры;
  3. Стимуляция двигательных актов;
  4. Сенсорное развитие, тактильное зрительное и слуховое.

Второй этап :

  1. Стимулирование звукоподражания и появления первых слов;
  2. Введение простых глаголов (дай), соотнесение их с действиями;
  3. Логомассаж и массаж кистей и рук, артикуляционная гимнастика;
  4. Нормализация кормления;
  5. Занятия с логопедом и фонопедом, ясли;
  6. Поощрение любой самостоятельной речевой активности;
  7. Формирование речевого дыхания.

Третий этап:

  1. Активизация небно-глоточного смыкания с мягким небом с помощью специализированного массажа и специальных упражнений :

– пассивных (на рефлекторные движения мышц мягкого нёба, касание теплым и холодным шпателем);

– активных (кашель, зёв, поперхивание, произнесение сочетания звуков «нг», полоскание горла) [5].

  1. Развитие речевого вдоха и выдоха (дифференциация и формирование навыка дышать через рот);
  2. Массаж артикуляционного аппарата и проведение артикуляционной гимнастики;
  3. Коррекция звукопроизношения. Начинаем с гласных [А], [Э], [О], [И], [У], [Ы].

Важно отметить, что целью является не постановка звука, а формирование его артикуляционной базы на длительный срок. Формирование гласных проводится на базе гласных — произнесение на твердой атаке [5];

  1. Развитие фонематического слуха, слухового внимания и восприятия;

Система логопедической работы при открытой ринолалии в послеоперационный период имеет следующие особенности и этапы:

Важно отметить, что после операции работа организуется исходя из результатов уранопластики. Таким образом, детей следует формировать в 2 группы:

  1. тех, у которых восстановленное и подвижное мягкое небо.
  2. тех, у которых мягкое небо малоподвижно, натянуто и укорочено.

Логопедическая работа с детьми 1 группы.

Дети 1-й группы подразделяются на 2 подгруппы:

  1. дети быстро утомляются, соматически ослаблены, с пониженным мышечным тонусом
  2. характерен повышенный мышечный тонус, чрезмерная двигательная активность, хаотичность в действиях [3].

При организации лог. работы необходимо учитывать подгруппу ребенка. С 1 подгруппой производим активизацию мышечного тонуса, с 2 подгруппой используем упражнения на расслабление мускулатуры и мышечного тонуса. Особенно характерно таким детям неумение пользоваться новыми воссозданными условиями артикуляции. Проявляется в неумении дифференцировать ротовой и носовой выдох, направлять воздушную струю через рот [4].

Задачи:

  1. активизация работы мышц артикуляционного аппарата;
  2. выработка сильной целенаправленной воздушной струи через рот;
  3. работа по дифференциации ротового и носового выдоха.

Логопедическая работа над гласными звуками включает следующие этапы [2]:

  1. артикуляция гл. звуков дается без голоса и дыхания (при звуке А — широко открыт рот, язык лежит внизу ротовой полости, кончик языка у нижних резцов);
  2. к артикуляции присоединяется сильный выдох через рот.

Направленность струи контролируется с помощью ладони/материала для поддувания/датчики (микрофон);

  1. к выдоху добавляется шепотный голос (можно использовать на предыхании);
  2. произнесение гласных на твердой атаке;
  3. произнесение гл. звуков с чередованием твердой атаки и предыханием. Затем произносим гласные звуки, начиная с придыхания и твердой атаки;
  4. отработка изучаемого гл. звука на мягкой голосоподаче. После увеличиваем кол-во звуков на мягкой атаке. После звука А берем в работу звук О.

Работа над согласными звуками включает следующие этапы [2]:

Используются те звуки, которые были изучены в дооперационный период, то есть мы восстанавливаем артикуляцию этих звуков, снова прорабатываем.

  1. элементы артикуляции согл. зв. воспроизводятся по частям (звук С-улыбка). Вспоминаем артикуляционную позицию «желобок» с кончиком языка, опущенного в нижние резцы. Используем упражнения на поддувание.
  2. элементы артикуляции звуков собираются в единое целое, при этом внимание обращается на правильную подачу выдыхаемой струи через рот;
  3. к артикуляции звука, к выдыхаемой струе, добавляется шепотная фонация на придыхании;
  4. к артикуляции и ротовому выдоху добавляется громкая фонация;
  5. звук закрепляется на удлиненной фазе выдоха;

Логопедическая работа с детьми 2 группы. Они имеют менее благоприятные условия после операции.

Задачи на восстановление подвижности мягкого нёба. Виды работы:

  1. массаж, пассивный и активный. Движения пальцем вдоль операционного шва;
  2. вызывание рефлекторного движения мягкого неба (холодным шпателем);
  3. выполнение имитационных упражнений, которые дают нагрузку на мягкое небо (имитация зева, храпа, кашля);
  4. произнесение звуков на твердой атаке, +можно добавить функциональную нагрузку с помощью рук (произнесение звука с запрокинутой головой, а руки за головой, создается напряжение в мышцах мягкого неба);
  5. при активизации мягкого неба используем скандированную речь (ма-ма мы-ла ра-му), что способствует усвоению слоговой структуры слова;
  6. ритмическое чтение стихов.

Для детей 2 группы важно проводить работу по дифференциации носового и ротового выдоха по системе А. Г. Ипполитовой [3].

Таким образом, открытая ринолалия имеет свой ряд особенностей, как в теоретических аспектах, так и практических. Для успешной коррекции следует знать все вышеназванные этапы и использовать их в работе.

Литература:

  1. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба / Л. И. Вансовская. — Санкт-Петербург: Гиппократ, 2000. — 136 с
  2. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / И. И. Ермакова. — Москва: Просвещение, 1984. — 144 с.
  3. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О. Н. Усановой
  4. Предоставление услуг ранней помощи посредством организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в системе образования Свердловской области: методическое пособие / Уральский государственный педагогический университет; авторы-составители И. А. Филатова, Н. В. Обухова. — Екатеринбург: [б. и.], 2018. — 184 с.
  5. Репина З. А. Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией: учебное пособие / З. А. Репина, И. А. Филатова; Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования. — Екатеринбург: [б. и.], 2020. — 80 с.: ил.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ринолалия
открытая ринолалия
артикуляция
согласные звуки
гласные звуки
дошкольный возраст
послеоперационный период
речевое дыхание
мягкое нёбо
расщелины
Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 184-186):
Часть 3 (стр. 143-207)
Расположение в файле:
стр. 143стр. 184-186стр. 207

Молодой учёный