One of the most important thing in professional education is a practice. The students need it to get the first experience of executing their professional functions. We offer to use a case study to prepare the students for real situations, they can meet in future.
В системе профессиональной подготовки кадров важная роль принадлежит практике. Она является органической частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и вооружает студентов первоначальным опытом профессиональной деятельности.
Метод анализа ситуаций, предлагаемый нами для использования при подготовке студентов к профессиональной деятельности, учит студентов быстрее ориентироваться в возникающих типичных ситуациях, расширяет видение проблем, развивает способности к принятию решений, формирует и расширяет круг компетентностей будущего профессионала.
Для того, чтобы определить обучающие возможности кейс-метода, необходимо выявить его отличия от других методов обучения.
Рассматривая сущность кейс-метода, В. Я. Платов [3] выделяет следующие его признаки, позволяющие отличить анализ ситуаций от других методов обучения:
- Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый момент времени.
- Коллективная выработка решений.
- Многоальтернативность решений. Наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения. Приходится иметь дело со спектром оптимальных вариантов.
- Единая цель при выработке решений.
- Наличие системы группового оценивания деятельности.
- Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Таким образом, кейс-метод наиболее близок к игровым методам и проблемному обучению. В. Я. Платов утверждает, что игра представляет собой динамическое явление, а кейс-метод может осуществляться по отношению к статическим ситуациям, лишенным выраженной временной динамики [3]. Что касается соотношений кейс-метода и проблемного обучения, то здесь Ю. П. Сурмин [1] выделяет несколько аспектов их взаимодействия:
- кейс-метод предполагает наличие проблемы, которая оказывается скрытой описанием ситуации, и нередко сам кейс-метод сводится к формулировке и всестороннему анализу проблемы;
- проблема в кейс-методе является более конкретной по сравнению с проблемным методом обучения.
Понятие «анализ ситуации» составляет суть деятельности студентов при решении кейса. Поэтому обучающий потенциал кейс-метода сконцентрирован вокруг аналитической деятельности как таковой, а также действий и методов работы, необходимых студентам для нахождения оптимального решения учебной проблемы (поиск информации, дискуссия, самооценка и оценка других студентов).
Существует очень много видов анализа, но все они делятся на два основных типа: одни носят инструментальный характер, другие тяготеют к объекту исследования. Примером первого вида является причинный анализ, предполагающий выявление причин в изучаемом объекте. Примером второй разновидности является анализ документов, предметом которого выступает сам документ.
Кейс-метод представляет собой вторую разновидность анализа, которая формирует свое особенное содержание аналитической деятельности [1]. Этот метод включает многие виды аналитической деятельности, приложимые к осмыслению ситуации. Его обучающие возможности прямо пропорционально зависят от количества используемых в нем аналитических методов, что в свою очередь зависит от уровня методологической культуры преподавателя.
Содержание аналитической деятельности в кейс-методе состоит из четырех основных видов анализа: проблемного, системного, праксеологического и прогностического. Но каждый изучаемый учебный курс имеет свои разновидности анализа, поэтому нельзя сказать, что кейс-метод в содержательном плане ограничивается сформулированными задачами. В зависимости от конкретной разновидности ситуации и учебного курса, в котором используется кейс-метод, выделяют такие разновидности анализа, как экономический, управленческий, психологический, педагогический и так далее.
Задачи, решаемые в процессе анализа ситуации, можно объединить в следующий список:
- Осуществление проблемного структурирования, которое предполагает выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).
- Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).
- Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ).
- Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).
- Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).
- Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ).
- Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).
- Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ) [1].
В процессе решения кейса формируются и развиваются универсальные компетенции студентов. О. Г. Смолянинова [2] выделяет следующие качества, формированию которых способствует решение кейсов:
- аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их);
- практические навыки (использование академической теории, методов, принципов на практике);
- творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить, очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем);
- коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет);
- социальные навыки (в ходе обсуждения кейс вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т. д.);
- самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного; возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения).
Таким образом, мы сформулировали обучающие возможности кейс-метода. Его нелегко встроить в учебный процесс. Здесь необходимы значительные усилия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произведения искусства обучения. Это огромная работа в аудитории и за ее пределами, со студентами и без них. Но она может обеспечить значительное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Литература:
- Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с. ISBN 966–7345–43–2.
- Смолянинова О. Г. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов. Гуманитарный вестник. — Красноярск, 2000.
- Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учебник. — М.: Профиздат, 1991.