Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Педагогика
31.08.2023
955
Поделиться
Библиографическое описание
Пилюгина, О. М. Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы / О. М. Пилюгина, Е. П. Яровая, Е. Л. Руднева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105734/.


Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальной школе, инновационные технологии, условия для развития обучающихся с учетом их потребностей, возможностей и стремления к самореализации и профессиональной ориентации.

Ключевые слова: инновации, начальная школа, обучающиеся, педагог, модель.

Введение . Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее ФОП НОО) является основным документом, определяющим содержание образования и регламентирующим образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность настоящего исследования определяется требованиями ФОП НОО и ФГОС НОО к качеству обучения и воспитания обучающихся начальной школы.

Для успешной реализации ФОП НОО необходимо решение конкретных педагогических задач: введение инновационных образовательных практик в учебный процесс школы для формирования общекультурных компетенций обучающихся, формирование гражданской идентичности и патриотическое воспитание, развитие духовности, интеллектуальное развитие и становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья, формирование культуры здоровья, личностное развитие и проведение профессиональной ориентации на ранних стадиях обучения.

Обращаясь к научным исследованиях в области педагогики инноваций, можно выделить работы авторов, соответствующих обозначенной проблеме.

Л. А. Милованова описала содержание и формы проявления инновации в начальной школе и дала характеристику инновациям по существенным признакам. Автор считает, что инновационная деятельность должна включать в себя технические, учебные и внеучебные инновации. А для осуществления инновационной деятельности современному учителю начальных классов важно понять ее специфику, формировать у себя профессиональные, общекультурные и коммуникативные компетенции, которые необходимы для ее реализации [3].

В монографии авторского коллектива К. Б. Аданова, С. Д. Аубакировой, Г. Д. Баубековой и др. описаны актуальные вопросы достижений и инноваций в образовании и науке. Рассматривается процесс цифровизации образования как эффективный инновационный механизм, направленный на повышение качества образования и конкурентоспособности образовательной организации [2].

В научной статье Л. С. Виситовой описаны инновационные методы и технологии обучения в начальной школе, целью которых является качественное изменение личности учащегося [1].

Опираясь на нормативную базу, научные исследования в области педагогики и психологии была сформулирована цель исследования — рассмотреть возможности инновационной деятельности учителя начальных классов при реализации ФОП НОО.

Предмет исследования — инновационная деятельность учителя начальных классов.

Объект исследования –образовательный процесс в начальной школе.

Гипотеза исследования основана на предположении, что инновационная деятельность учителя начальных классов обеспечит совершенствование качества образования при реализации ФОП НОО.

Научная новизна заключается в разработке Модели инновационной деятельности учителя начальной школы.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проводится с 2022 года в следующих образовательных организациях: МБОУ лицей № 4 МБОУ города Воронежа и СОШ № 87 г. Воронежа. Участники эксперимента педагоги и обучающиеся начальных классов (всего три класса). В качестве методов исследования использовались: наблюдение, опрос родителей, мониторинг успеваемости обучающихся.

Результаты и их обсуждение

Разработанная модель представляет собой форму педагогического научного исследования. В данном случае — это обобщенный и систематизированный образ инновационной деятельности учителя начальных- классов, отражающий структуру педагогического объекта, в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей. В модели представлены: цель, виды инновационной деятельности, методология инновационной деятельности (подходы и принципы), направления инновационной деятельности, эффективные педагогические технологии и методы, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, конечный результат.

Реализация модели предполагает становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и направленности. Этому способствует организация интеллектуальных и творческих соревнований, посещение занятий в центрах опережающей профессиональной подготовки, проведение творческих мастерских и др.

Модели инновационной деятельности учителя начальной школы

Рис. 1. Модели инновационной деятельности учителя начальной школы

Таким образом, поиски решения проблем инновационной деятельности учителя начальной школы связаны с анализом имеющихся результатов исследования и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования в целом.

Реализация модели позволила сделать следующие выводы:

– с позиции системно-деятельностного подхода, инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации ФОП НОО дает возможность анализировать стадии инновационного процесса;

– введение таких предметов как «Робототехника», «Финансовая грамотность» и др. формируют у школьников значимые компетенции для профессий будущего.

Следовательно, создание системы взглядов на изучение инновационной деятельности учителя в целом, можно интерпретировать как созидательный процесс и результат творческой деятельности всего коллектива школы.

Литература:

  1. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л. С. Виситова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 16–19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 30.08.2023).
  2. Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: монография / К. Б. Аданов, С. Д. Аубакирова, Г. Д. Баубекова [и др.], под общей редакцией Г. Ю. Гуляева, Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение». — Пенза: Наука и просвещение, 2022. — 209 с.
  3. Милованова, Л. А. Инновационная деятельность учителя начальных классов / Л. А. Милованова // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018. — Т 6. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PDMN618.pdf (дата обращения: 30.08.2023).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инновации
начальная школа
обучающиеся
педагог
модель
Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 158-161):
Часть 3 (стр. 133-203)
Расположение в файле:
стр. 133стр. 158-161стр. 203

Молодой учёный