Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Понятие категории «тональность». Типология тональности общения

Педагогика
15.12.2023
132
Поделиться
Библиографическое описание
Фотькина, А. А. Понятие категории «тональность». Типология тональности общения / А. А. Фотькина, Е. В. Леликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/497/106208/.


Одна из обязательных коммуникативных категорий — тональность. Категория тональности относится к коммуникативным категориям, которые определяют характер протекания речевого общения, оказывают существенное воздействие на формирование коммуникативной структуры речевого акта. Категория тональности участвует в создании эмоционально-психологической и социально-этической атмосферы общения, она связана с выражением субъективно-оценочного отношения коммуникантов друг к другу и к предмету речи.

В. И. Карасик прямо говорит о двояком понимании тональности, отмечая, «с одной стороны, эмоциональное отношение к действительности, с другой стороны — оформление речи в определенном стилевом регистре. Именно поэтому можно говорить о трех составляющих коммуникативной категории тональности: социально-этической, эмоциональной и экспрессивно-стилистической. [3, с. 78]

Общая тональность речи определяется взаимодействием этих трех компонентов. Соотношение их и роль в разных сферах и типах общения различны. Средства создания тональности многообразны: стилистические, невербальные (тон, интонация; взгляд, мимика, жесты), этикетные. Но главное — тон. Каждая тональность имеет свой набор тонов. Варьирование тона зависит от ситуации, жанра, темы речи, отношений собеседников, коммуникативной задачи говорящего.

Один и тот же тип речевого акта в одной и той же ситуации может быть реализован на вербальном уровне коммуникации при помощи различных слов, разного их сочетания, логического ударения, интонации, паузы и других коммуникативных средств. Например, констатация простого наблюдения о солнце, выглянувшем из-за туч, может актуализироваться в нескольких высказываниях — «в полдень из-за туч выглянуло солнце», «в полдень солнце показалось из-за туч», «когда наступил полдень, из-за туч появилось солнце». Все варианты сообщают тождественную информацию в форме вербальных высказываний — целостных речевых произведений. Достаточно нарушить или видоизменить целостность высказывания — добавить одно слово — «по-моему, солнце появилось в полдень», и тональность высказывания — его отношение к действительности изменилось, так как субъективное мнение привнесло элемент неопределенности, недостоверности сообщаемой информации. [5, c. 57]

Отчетливо видно, как меняется тональность, если в качестве эксперимента произнести вслух предложение «Я вернусь через полчаса» согласно следующим коммуникативным установкам:

а) хочу, чтобы окружающие знали, что я скоро вернусь (констатация факта);

б) что касается меня, вернусь через полчаса, о других ничего не знаю, за других не отвечаю (подчеркивание);

в) во мне можете не сомневаться, не подведу — вернусь через полчаса (экспрессия);

г) кто сказал, что я вернусь через полчаса, как вы могли поверить такому абсурду (опровержение);

д) не отлынивай от уроков, я скоро вернусь и проверю (предупреждение, угроза).

Следовательно, именно от ситуации общения зависит тип тональности. Рассмотрим их подробнее.

Тональность (ситуативная вариативность) варьируется в зависимости от ситуации — официальная/неофициальная, от намерений коммуникантов — предупреждение, угроза, сожаление, просьба, от их коммуникативных ролей — главный/ неглавный, спрашивающий/отвечающий, информирующий, сомневающийся, «лидер», «оппозиционер», а также в зависимости от их отношений — формальные/неформальные, дружеские/недружеские. Вся эта смысловая и оценочная информация передается при помощи просодических средств языка — интонации, ударения, при помощи слов, имеющих модальную окраску (должен, к сожалению, бесспорно) и социально значимый оценочный компонент (отец, папа, папаша), при помощи формул и грамматических конструкций, оцениваемых в данном обществе в «положительном» или «отрицательном» смысле. Тональность может видоизменяться в пределах дискурса; сигналом этого служат вербальные и невербальные средства.

В монографии В. И. Карасика «Языковые ключи» предложена типология коммуникативной тональности, выстраиваемая на следующих основаниях:

1) одноплановость/многоплановость смыслов;

2) заданность/открытость смыслов;

3) серьезность/несерьезность общения;

4) кооперативность/конфликтность общения;

5) приоритет содержания/формы общения;

6) конкретность/отвлеченность тематики. [2, с. 88]

Можно выделить следующие типы коммуникативной тональности:

1) информативная тональность — серьезное нейтрально-эмоциональное общение, целью которого является взаимное либо одностороннее информирование и реакция на него;

2) фатическая тональность — вариативное динамичное общение, целью которого является обеспечение комфортного диалога;

3) статусная тональность — вариативное общение, целью которого является взаимное позиционирование коммуникантов;

4) шутливая тональность — несерьезное сниженное эмоциональное общение, целью которого является сокращение дистанции между коммуникантами;

5) торжественная тональность — ритуально-возвышенное общение, целью которого является подтверждение коллективной идентичности;

6) идеологическая тональность — серьезное общение с жестко заданными установками, целью которого является определение принадлежности партнера к своим либо чужим;

7) фасцинативная тональность — серьезное эстетическое общение, сориентированное на форму речевого поведения, целью которого является получение удовольствия;

8) гипотетическая тональность — серьезное общение, сориентированное на обсуждение отвлеченных тем, целью которого является поиск истины;

9) агрессивная тональность — сниженное эмоциональное общение, целью которого является подавление партнера;

10) эзотерическая тональность — экзальтированное общение, направленное на поиск тайных знаков, целью которого является получение сакрального знания;

11) манипулятивная тональность — общение, сориентированное на заблуждение партнера (во вред либо во благо), целью которого является выполнение либо значимое невыполнение партнером того или иного действия по воле адресанта;

12) менторская тональность — серьезное общение, направленное на жесткий контроль поведения партнера с опорой на авторитет знаний и традиций, его целью является демонстрация своего превосходства. [14]

Наибольшие различия по тональностям наблюдаются в полярных сферах общения: официально-деловом и неофициальном повседневно-бытовом общении.

В официальном общении ведущей становится социально-этическая тональность, тональность, строго регламентированная коммуникативно-этическими нормами. Поскольку официальной речи надлежит быть заранее подготовленной, эксплицитной, строго нормативной, с ограниченным уровнем эмоциональности, недопустима стилистически сниженная тональность (разговорно-фамильярная, вульгарно-просторечная), а также любая отрицательная эмоциональная тональность.

Большое значение имеет степень официальности и жанр речи. Если при строго официальных отношениях (решение серьезных проблем, конфликтных вопросов) основной тон ровный, сдержанный, то при менее строгих официальных отношениях (официально-деловые беседы, переговоры) — спокойный, доброжелательный.

В индивидуальных же беседах с посетителями на официальном приеме при нейтрально-доброжелательной тональности возможен теплый доверительный тон с выражением переживания, сочувствия. Это уже зона общения пограничного с полуофициальным.

В неофициальном общении главной является эмоциональная составляющая, здесь меньшую роль играет социально-этическая тональность, в нем представлено все тональное многообразие, вплоть до разговорно-жаргонизирующей тональности, исключается только официальная тональность. Но далеко не всякая тональность отвечает коммуникативно-этическим нормам. Для хорошей разговорной речи совершенно неприемлема резко отрицательная эмоциональная и стилистическая тональность (агрессивный, издевательский, оскорбительный тон, инвективная лексика), а также ярко императивная, вульгарно-просторечная и грубо-жаргонная.

Искусство находить в любой ситуации нужную тональность относится к числу важнейших коммуникативных умений и является одним из определяющих признаков речевой культуры, так как тональность представляет собой еще и важный компонент коммуникативно-этической нормы.

Литература:

  1. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1987, 190 с.
  2. Карасик В. И. Характеристики педагогического дискурса//Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Перемена, 1999.
  3. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — М.: Гнозис, 2004. — С.257.
  4. Карасик В. И. О типах дискурса. Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. 520.
  5. Коротаева Е. В. Особенности речевого взаимодействия учителя и учащихся Русский язык в школе. -2001. -JSro3. 3–7.
  6. Коротеева О. В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: автореф. дисс....канд.филолог.наук.-Волгоград,1999.-20с.
  7. Максимова И. В. О коммуникативных стратегиях в учебном диалоге Русская словесность. 2006.- № 1.- 74–77.
  8. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетепции. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
  9. Тарасов, Е. Ф. Построение теории коммуникации / Е. Ф. Тарасов //Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М.: Наука, 1979. — 257 с.
  10. Речевое поведение учителя на уроке http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/216951.html
  11. http://tpl1999.narod.ru/WEBLSE2007/KarasikLSE2007.htm
  12. http://www.dissercat.com/content/kommunikativnye-strategii-vysokoi-tonalnosti-obshcheniya-na-materiale-angliiskoi-khudozhestv
  13. https://solncesvet.ru/book_work/19572/?/?/?history=1&pfid=1&sample=0&ref=0
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 121-123):
Часть 2 (стр. 69-145)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 121-123стр. 145

Молодой учёный