Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия

Юриспруденция
23.12.2023
304
Поделиться
Библиографическое описание
Бекренева, Е. С. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия / Е. С. Бекренева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109559/.


В наши дни прокурорский надзор за исполнением законов об охране объектов культурного наследия играет важную роль в сбережении и процветании культурного наследия в стране, а сами объекты культурного наследия оказывают влияние на повышение уровня культуры общества, имеют большое воспитательное значение. Особенно, учитывая нынешнюю ситуацию в мире, памятники истории и культуры объединяют население России и воспитывают патриотизм в наших сердцах.

К источникам информации о нарушениях законодательства об охране объектов культурного наследия относятся: заявления и обращения граждан, юридических лиц, должностных лиц, средств массовой информации о нарушении требований, которые установлены законодательством Российской Федерации в данной сфере; ежегодные государственные доклады о состоянии объектов культурного наследия народов Российской Федерации; государственные контракты или иные договоры на поставки товаров, оказание услуг, на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия; документы об установлении зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения; генеральные планы поселений и городских округов; Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и т. д.

Рассматриваемая тема является частью прокурорского надзора за охраной конституционных прав человека, за соблюдением законов, а также за законностью правовых актов, которые издаются поднадзорными органами.

Что включает в себя предмет рассматриваемой темы? Так, В. Г. Бессарабов, Т. В. Ашиткова определяют предмет прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия как «соблюдение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, исполнение действующих на территории РФ законов в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами по вопросам сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия» [2].

Данное определение является верным, поскольку предмет прокурорского надзора исследуемой темы охватывает не только соблюдение законов об охране, использовании и популяризации субъектов культурного наследия, но и осуществление права граждан на доступ к культурным ценностям, которое прямо закреплено в Конституции РФ [3].

Существует разделение объектов культурного наследия на памятники, ансамбли, достопримечательные места. Также в данный перечень входят объекты археологического наследия.

Рассмотрим дефиницию объекта культурного наследия, основываясь на законодательстве Российской Федерации, чтобы доказать правильность определения предмета.

Объекты культурного наследия — объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры и иными предметами материальной культуры, появляющиеся ввиду исторических событий, а также представляющие особую значимость сквозь призму истории, архитектуры, искусства, науки, эстетики, социальной культуры и являющиеся истинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [1].

Итак, объекты культурного наследия являются исключительной ценностью, поэтому охраняются государством; недвижимым имуществом, касательно которого назначаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения. На территории объекта культурного наследия содержатся природные объекты, играющие важную роль для культуры, а также данная территория является объектом земельных правоотношений.

Таким образом, главные цели надзорных процедур — это поддержание осуществления конституционного права граждан на доступ к объектам культурного наследия; исполнение законов в сфере сбережения, использования и пропаганды объектов культурного наследия органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, так как памятники истории и культуры имеют очень важное значение для будущего России.

Проверки, осуществляемые прокурорами субъектов Российской Федерации, показали, что состояние правомерности, законности в рассматриваемой сфере сохраняется неудовлетворительным. В представленном в 2022 г. Министерством культуры Российской Федерации докладе о состоянии объектов культурного наследия в Российской Федерации указывается, что в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2022 году финансировалось строительство и реконструкция 14 объектов культуры, расположенных в Саратовской, Нижегородской, Тульской, Архангельской, Самарской областях, Республиках Марий Эл, Татарстан, Бурятия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской, Удмуртской Республиках, Забайкальском и Камчатском краях. По итогам года завершены работы и сдан в эксплуатацию только объект «Русский драматический театр «Мастеровые» r. Набережные Челны» в Республике Татарстан.

В связи с изложенным, нужно усилить надзор за исполнением законодательства об охране культурного наследия, законностью правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения в этой сфере, добиваться отмены противоречащих закону правовых актов. Также прокурорам нужно использовать весь комплекс мер прокурорского реагирования: приносить протесты, вносить представления об устранении нарушений законов, а также требования об изменении нормативных правовых актов по причине выявления в них коррупциогенных факторов, возбуждать дела об административных правонарушениях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.07.2023)«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.07.2002, N 26, ст. 2519.
  2. Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия / В. Г. Бессарабов, Т. В. Ашиткова. — Текст: непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2014. — № 4. — С. 336.
  3. Богатова, Е. В. Проблемы прокурорского надзора в сфере защиты объектов культурного наследия / Е. В. Богатова, А. В. Шмелев. — Текст: непосредственный // Вестник СГЮА, 2022. — 2017. — № 6 (149). — С. 211.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 218-220):
Часть 4 (стр. 195-269)
Расположение в файле:
стр. 195стр. 218-220стр. 269

Молодой учёный