Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Национальный костюм как элемент традиционной культуры народов Северного Кавказа

Научный руководитель
Культурология
25.12.2023
514
Поделиться
Библиографическое описание
Котиев, В. И. Национальный костюм как элемент традиционной культуры народов Северного Кавказа / В. И. Котиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 478-482. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109565/.


В процессе исторического развития каждого отдельного народа именно национальный костюм представляет неотъемлемый элемент этого процесса, так как он в своих элементах отражает обычаи и особенности культуры данного народа, его историю.

Главная отличительная особенность ингушской национальной культуры заключается в том, что она является достаточно своеобразной и самобытной. При этом нельзя не отметить, что ей присущ и универсальный характер. Этот вывод обусловлен тем, что ингушская культура находится в состоянии тесного взаимодействия и взаимосвязи с культурами других кавказских народов. Как мы уже отмечали, каждый горный народ отличается тем, что его основным стремлением является желание завоевать свою свободу. Поэтому это стремление отражено в элементах национального костюма ингушей.

Учёные этнографы и археологи провели широкомасштабные исследования на территории Республики Ингушетия, в результате чего они указали, что основной тип вайнахского костюма сформировался в результате развития мужского национального костюма кавказских народов и протекал этот процесс в течение нескольких веков, начиная с 16 и до 18 столетия.

К моменту завершения этого процесса, даже с учётом этнического разнообразия, которое характерно для кавказских территорий сложилась ситуация, когда мужская одежда кавказских народов в целом была достаточно схожей от народа к народу. Но вместе с тем ингушский мужской костюм отличает ряд значимых особенностей так как применяются особые формы ношения костюма, используются специальные головные наборы и другие элементы.

Основная черта вайнахского общества заключается в том что в нём мужчина воспринимается в первую очередь как воин-всадник, но одновременно он не только готов защищать свой народ, но и весьма продуктивен в направлении скотоводства и возделывания земли. Именно эти аспекты обусловили такое развитие событий, когда в процессе создания мужского национального костюма использовались простые конструкции, создаваемые силуэты были достаточно строгими, а также использовался сдержанный колорит.

Главная задача одежды заключается в том, чтобы защитить своего носителя в любых даже самых сложных погодных условиях, а также с учётом особенностей горной территории она не должна сковывать движений всадника, передвигающегося по горным тропам. Таким образом национальный мужской костюм позволял отразить и ловкость мужчины, но в нем прослеживается и своеобразный налёт романтичности.

Как мы уже отметили выше, национальный мужской костюм всякого кавказского народа характеризуется тем, что его основными элементами является верхняя одежда «тадувха барзкъа», и нижняя одежда, а также одежда, которую надевают внутрь («чухьа дувха барзкъа»). Кроме того, неотъемлемым элементом национального костюма является специальная обувь и особый головной убор [3].

Между тем нельзя не отметить тот факт, что предусмотрены различные национальные костюмы, которые используются в обычной жизни, в процессе работы и при проведении празднеств. Поэтому становится понятно, что процесс формирования праздничного костюма отличается некоторыми особенностями и обусловлено эта тем, что культура народов включает в себя широкое разнообразие обрядов и ритуалов. Поэтому праздничный национальный костюм отличается своим разнообразием. Колоссальное значение с точки зрения завершенности праздничного костюма играют его детали, особенности кроя и нашивки.

Не менее широкий круг отличительных особенностей присущ и рабочим профессиональным костюмам горных народов. Этот вывод обусловлен тем, что они создаются так, когда позволяют в полной мере соответствовать особенностям условий жизни народа, климатическим условиям территории и особенностям ландшафта местности.

Также они отражают и религию данного народа. Колоссальное значение в этом контексте имеет и социально экономический статус владельца такого костюма. Мы уже много раз говорили о том, что ингуши — это в первую очередь такой народ, который отличает необычайная гордость и стремление к свободе.

Эти особенности также присущи орлам, которые проживают высоко в горах и пролетают над ингушскими поселениями. Многие века ингуши занимались разведением овец и обработкой овечьей шерсти. Поэтому именно этот материал выступил в качестве своеобразной основы при создании национального костюма, также материалами стали кожа и натуральный мех. Многие столетия ингуши занимаются производством войлока и сукна, которые также применялись при производстве национальных костюмов.

При удовлетворении запроса на ткани для производства одежды в первую очередь использовалась местное сырьё, но одновременно применялись и привозные материалы. Каждая женщина в Ингушетии владеет навыками искусного шитья. Особенность мужского костюма заключалась в том, что он был приспособлен к жёстким погодным условиям этой территории. Основными элементами мужского костюма являются рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие.

В обычной жизни ингушские мужчины носили бешмет. Для торжественных и праздничных мероприятий, для похода в гости, для посещения мечети применялась черкеска. Основными элементами верхней одежды является шуба, изготовленная из овчины и бурка. Для того чтобы сохранить тепло зимой в качестве головного убора для мужчин выступала каракулевая шапка (элтар-кий), а в летние месяцы они носили шляпу (мангал-кий).

Колоссальное значение в национальном костюме ингуша играла бурка. Этот элемент одежды его владельцы носили и зимой, и летом. Изготавливалась она из овечьей шерсти и была выполнена в виде усечённого конуса поэтому за счёт своей формы и прочного сохраняющего тепло материала она могла защитить своего владельца от непогоды. Но на этом сфера её использования не заканчивалась, так как горцы использовали её в виде подстилки и укрывались ею, она была незаменимым элементом в процессе верховой езды. Как мы уже отметили выше в целом национальные костюмы народов Кавказа демонстрируют множество сходств и обусловлено это тем, что все народы данной территории находятся в состоянии взаимосвязи, возникшей с древних времён, а также условия их жизни, в сущности, не демонстрируют серьёзных отличий.

Мужской костюм также отличают некоторые особенности, его основными элементами является черкеска, которую надевают поверх бешмета. В процессе изготовления этого элемента национального костюма использовалась наиболее качественное сукно. Покрой черкески и бешмета был практически идентичен. Главная отличительная особенность черкески заключалась в том, что в ней предусматривался воротник, а также всего лишь одна застёжка у талии.

Главным элементом традиционного костюма ингушских женщин всегда считалась рубаха, изготовленная из ситцевой ткани, бязи, полотно могло быть окрашено в различные цвета. Здесь нужно подчеркнуть, что женщины, достаток семьи у которых был существенным предпочитали изготавливать этот вид наряда из более дорогостоящих материалов, в том числе из шёлка — «даьри»//«чилла», парчи — «махмар». Основными цветами рубах у молодых женщин были красные, розовый и жёлтый. Женщины почтенного возраста использовали для производства рубашки полотна тёмных цветов. Существовало множество украшений, которые использовались при создании праздничных нарядов: «дагам» — вышивка, «миришк» — мерешка, «сос» — канитель, «инза» — тесьма//шнурок, «к1уч» — кисточки и т. д.

В качестве основных материалов, которые применялись при производстве женских национальных костюмов, становились материалы домашнего производства, в том числе лён, шерсть и хлопок, иногда приобретались и привозные материалы. Достаточно обширный материал о национальном костюме нахских женщин представил в своих работах Б. Калоев [1]. Автор отмечает в одном из своих трудов, что национальный костюм ингушских женщин включает в себя длинную рубаху, а также штаны красного или синего цвета, они опускаются до колен. Сверху на рубаху одевался архалук, а на голове женщины носили платок белого цвета [2]. Если же мы проанализируем работы Е. Студенецкой, тогда можно отметить, что согласно информации, представленной автором, в конце XIX — начале XX веков ингушки надевали на себя раскрытые спереди, с небольшим воротником длинные рубахи, чьи рукава спускались до кистей. В большинстве случаев рубашка была длиной до лодыжек [4].

Анализируя данные, представленные в соответствующих исторических источниках, можно отметить, что изначально в качестве основного типа платья-рубахи выступала рубашка в виде туники, она была довольно широкой с перекидным плечом, также её оснащали боковые уширяющие клинья (боковины) от подмышек до подола. Рубашка имела довольно длинные рукава с ластовицей, которые пришивали по прямой линии, шов опускался ниже плеча. При этом данная рубашка имела разную длину, на вороте имелась одна застёжка с пуговицей.

Затем уже в начале XX века национальный костюм ингушских женщин был дополнен нижней рубахой, которая имела аналогичный покрой, но материалом при её производстве, как правило, остановилось белая домашняя ткань или ситец.

Также в это время некоторые изменения произошли и в платье, если фигура женщины была достаточно стройной, тогда применялась драпировка в виде красивых складок, за счёт чего сохранялась ширина рубахи и при этом такой наряд не сковывал движений в работе. В довоенное время в 20–30-е годы XX века женский национальный костюм у ингушей включал в себя и тёплую верхнюю одежду, в роли которой выступала безрукавка (телогрейка), которая для дополнительной сохранности тепла утепляется слоем ваты или шерсти.

На сегодняшний день безрукавки также являются неотъемлемым элементом наряда ингушских женщин. Изначально при изготовлении платьев-рубах в качестве материала использовали шерстяную ткань домашнего производства, крашеный холст и шёлковую ткань, но в дальнейшем начали также активно применять ситец, сатин и иные виды материалов фабричного изготовления. Женские рубашки, выполненные из шерстяного материала домашнего производства, активно использовались вплоть до начала XX столетия, затем в обиход вошла фабричная шерстяная ткань.

Неотъемлемым элементом женского национального костюма у ингушей были штаны из грубой шерсти — «хачи», их длина спускалась ниже колен, кроме того, они были достаточно широкими. С течением времени уже в конце XIX века начали изготавливать подобные штаны больше и длиной, она иногда опускалась до лодыжек и обусловлено это было тем, что повсеместно на территории Ингушетии распространилась исламская религия. Этот вид одежды активно использовали в горных районах, так как в них было удобно выполнять все виды хозяйственной деятельности.

Главная отличительная особенность таких брюк заключалась в том, что они были довольны широкими, но сужались к низу, между брючинами вшивался клин — «эйла». Также их нередко оснащали галунами — «сос», книзу пришивалась тесьма — штрипка — «кхоакхалг1а». В одной из своих работ Н. Ф. Грабовской указывает, что в начале XIX столетия коренная жительница Ингушетии одевалась в особый национальный костюм, он включал в себя выполненную из ситца рубаху и яркий бешмет, также она носила штаны из ситца или из хлопчатобумажной ткани брюки имели красный цвет, ноги были обуты в кожаные чувяки, неотъемлемым элементом национального костюма ингушской женщины всегда являлся белый платок, которым она покрывала голову. В зимний период времени женщины для сохранения тепла носили нагольный полушубок, между тем нужно отметить, что ношение этого вида одежды считалось достаточно постыдным и не признавалось обычаями этого народа.

Женщины пожилого возраста и женщины, находящиеся в законном браке, в зимние месяцы носили — «Палчакх» (башлык). Форма этого наряда практически ничем не отличалась от мужского «палчакх» и имела две лопасти. Так как все ингушские женщины были мастерицами в области шитья и производства домашней ткани, наряд изготавливался ими самостоятельно. По традиции ингушские женщины также носили зимой такой вид верхней одежды, как архалук — «г1овтал». Он несколько отличался от нижней одежды, его длина была меньше, и он также утепляется дополнительным слоем ваты или шерсти, более дорогие изделия отделывались мехом. Как правило, для изготовления «г1овтал» использовалась плотная хлопчатобумажная ткань.

Если семье позволял достаток в этом случае наряд изготавливался из дорогостоящих материалов. Носить этот вид одежды могли только замужние женщины. Если же речь шла о семьях с меньшим достатком, то в них женщины носили в зимние месяцы нагольную шубу, материалом для изготовления которой становилось овчина, она была схожа по своему покрою с черкеской — «кетар». Для изготовления этого вида одежды шерсть на овечьей шкуре подстригали для облегчения изделия.

В настоящее время существуют такие варианты ингушского национального костюма, которые сохранили своё предназначение и основные элементы. Основными элементами одежды являются рубахи, женские платья, халаты-чапаны, специальные головные уборы и особая обувь, которая позволяет себя человеку чувствовать комфортно в сложных условиях гор. На территории республики, как правило, используется такой набор типовых элементов, который не демонстрирует существенных отличий друг от друга. Некоторые отличия можно увидеть в используемых материалах.

Такая ситуация в первую очередь сложилась по той причине, что общий уклад жизни Ингушетии является достаточно устойчивым. Можно выделить ряд несущественных отличий в видах головных уборов, поясах, украшениях, и в некоторых особенностях, присущих вариантам будничной и праздничной одежды, эти различия в первую очередь обусловлены особенностями протекания исторического процесса развития отдельных групп ингушского народа. Вместе с тем нужно отметить, что в целом национальный ингушский костюм отличает его главное достоинство — он является довольно практичным простым и целесообразным.

С точки зрения исторического развития каждого отдельного народа его национальный костюм претерпевает некоторые изменения, но между тем для него характерна устойчивость покроя и формы. Изменения, которые с течением времени могут произойти с национальным костюмом, прежде всего, определяются тем, каков путь исторического развития народа, какие веяния моды имеют место в тот или иной период.

Национальный костюм формируется в течение долгого периода времени, и значимую роль в этом процессе играют особенности экономического взаимодействия народа с окружающими, его социальный уклад. Также отдельные элементы национального костюма свидетельствуют о том, каков уровень общего социально-экономического развития складывается на данной территории. Национальный костюм, как мы уже отметили выше, формируется в течение нескольких столетий и поэтому представляет собой неотъемлемый элемент общей духовной и материальной культуры каждого отдельного народа.

Само по себе искусство народа формируется долгий период, и за это время без него исключается всё лишнее, оставляя только самое ценное. Ингушский народ существует уже многие столетия и за это время он также совершенствовал свое искусство, передавая молодому поколению накопленные знания и практический опыт, всё это обусловило появление значимых национальных особенностей, присущих народу, проживающему на территории Ингушетии. Ингушскому национальному костюму присущи яркие отличительные особенности несмотря на то, что в целом он во многом схож с национальным костюмом, используемым на территории Северного Кавказа в целом. В результате исследования, направленного на изучение национального ингушского костюма, нам удалось определить его основные виды, формы, материалы, технические приемы и орнаментальные мотивы, на основе чего мы сделали вывод о том, что все они берут своё начало из древних времён. Особенности национального костюма ингушей обусловлены тем, что каждый его отдельный элемент отражает традиции этого народа, которые также берут своё начало с тюрко-кипчакского периода. Прослеживаются некоторые особенности и отличия в национальном костюме, исходя из социального статуса и положения в обществе, а также в силу возрастных барьеров. Также значимая особенность ингушского национального костюма заключается в том, что здесь используются особые детали и композиция костюма (украшение головных уборов девушек и детей перьями филина, использование нашивок и др.).

Главным признаком национального ингушского костюма является то, что он весьма прост и практичен для повседневной жизни. Праздничные наряды украшали вышивкой, использовались более дорогие материалы для его производства, отдельные части оторачивали мехом, отделывали вышивкой и аппликациями.

После того как с течением времени ингушский народ стал ввести преимущественно оседлый образ жизни, а также в результате кардинальных изменений в политической, экономической и социальной сфере, в силу влияния соседних народов были утрачены определённые детали, назначение отдельных предметов и элементов национального костюма также изменилось. Но между тем нужно отметить, что национальный костюм и в настоящее время сохраняет свое значение с точки зрения исторического и эстетического аспекта, и сегодня возрождается традиция ношения национального костюма молодым поколением.

Литература:

  1. Калоев Б. А. Чеченцы. Народы Кавказа. 1. М., 1960. — С. 353–383.
  2. Мода и люди: новая теория моды и мод. поведения / А. Б. Гофман. — 3-е изд., доп. — М. [и др.]: Питер, 2021. — 208 с.
  3. Сагов, Р. З. Элементы национального костюма, подчеркивающие социальный статус ингушской женщины / Р. З. Сагов, Л. М. Евлоева, Т. А. Кулбужева // Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева. — 2021. — № 2. — С. 126–130.
  4. Студенецкая, Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. / Е. Н. Студенецкая; Отв. ред. Г. А. Сергеева; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Москва: Наука, 1989. С. 73.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 478-482):
Часть 7 (стр. 421-497)
Расположение в файле:
стр. 421стр. 478-482стр. 497

Молодой учёный