Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

Научный руководитель
Психология
08.04.2024
116
Поделиться
Библиографическое описание
Сарычева, Е. Ю. Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков / Е. Ю. Сарычева, В. А. Дашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112450/.


В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого была установлена взаимосвязь между индивидуальными психологическими особенностями подростков и склонностью к аутодеструктивному поведению.

Ключевые слова: подростковый возраст, аутодеструкция, саморазрушающее поведение, личностные характеристики.

The article deals with the phenomenon of “self-destruction” and presents the main theoretical approaches of study this subject. The personal characteristics of adolescents demonstrating self-destructive behavior and adolescents without this tendency were determined.

The results of the empirical research present the correlation between the individual psychological characteristics of adolescents and the tendency to self-destructive behavior.

Keywords: adolescence, self-destruction, self-destructive behavior, personal characteristics.

Аутодеструктивное поведение — сложный, многокомпонентный по детерминации и генезису феномен, под которым понимаются любые разрушительные привычки или действия человека, которые прямо или косвенно представляют угрозу психическому и/или физическому здоровью и, в конечном счете, приводят к разрушению личностной структуры человека.

Примерами аутодеструктивных проявлений подростков являются: употребление алкоголя/наркотиков, самоповреждения, бродяжничество, киберзависимость, безрассудное поведение, суицидальные попытки. Аутодеструктивные проявления могут протекать в открытой или скрытой форме, последствия могут быть незамедлительными или отсроченными во времени [5].

Подростковый возраст выделяют как отдельный фактор риска формирования аутодеструктивного поведения ввиду его сложного протекания, вызванного значительными изменениями в структуре личности на всех уровнях ее развития. Определенные характерологические и возрастные особенности подросткового возраста могут создавать предпосылки к возникновению аутодеструктивного поведения [7].

Анализ существующих теоретических подходов показывает, что на формирование аутодеструктивного поведения оказывает влияние множество факторов: психологические, биологические и социальные [5]. С точки зрения биогенетического подхода (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон, К. Лоренц, Ч. Дарвин) феномены человеческого поведения, в том числе, аутодеструктивного, обусловлены наследственностью. Социогенетическое направление (Э. Дюркгейм, О. Конт, А. Кетле, Р. Мертон, Э. Фромм и др.) делает акцент на воздействиях внешней среды и социальной ситуации развития. Аутодеструктивное поведение выступает как результат нарушения социализации. В психодинамическом подходе (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон) большое внимание уделяется внутриличностным факторам и механизмам, побуждающим к тем и иным поведенческим реакциям, в основе которых лежит конфликт в структуре личности (А. Фрейд) и дисгармония соотношения бессознательного и сознательного (К. Юнг). В когнитивно-поведенческом направлении (А. Бек, Б. Ф. Скиннер, А. Бандура) на первый план выходят внешние факторы и предметом исследования становится само поведение человека. Поведение рассматривается как процесс взаимодействия личности со средой. При аутодеструктивном поведении у человека отсутствуют конструктивные стратегии поведения, он прибегает к малоадаптивным поведенческим стратегиям [9].

Анализ литературных источников свидетельствует о большом разнообразии видов и форм аутодеструктивных проявлений, поэтому до сих пор нет единой их типологии или классификации. Многие ученые к аутодеструктивному поведению относят только самоповреждения и суициды. Другие же, наоборот, включают огромный спектр нарушений поведения: начиная от прогулов в школе, различных видов зависимостей, пищевых нарушений до экстремальных видов деятельности и трудоголизма [6]. Несмотря на существование различных типологий, есть несколько характерных признаков, по которым поведение можно отнести к аутодеструктивному: действия совершаются неоднократно, направлены против самого себя и. выходят за пределы понятия «нормы».

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что совокупность определенных черт личности, отражающих ее социально-психологическую незрелость, может приводить к развитию аутодеструктивного поведения. Целью исследования стало выявление личностных характеристик аутодеструктивных подростков и установление взаимосвязи определенных черт личности с аутодеструктивным поведением.

Исследование проводилось на выборке подростков в возрасте 13–14 лет.

В ходе исследования были использованы 2 методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП А. Н. Орёл) и факторный личностный опросник Кеттелла 14PF/HSPQ (адаптированный вариант для подростков 12–16 лет).

Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению показали, что больше половины испытуемых имеют склонность хотя бы по одной из шести шкал, представленных в методике, что доказывает актуальность данной проблемы. У большей части испытуемых отмечаются склонности сразу по нескольким шкалам, что обусловлено взаимосвязанностью форм девиантного поведения. В результате было выделено 2 группы: группа № 1 — подростки, со склонностью к аутодеструктивному поведению и группа № 2 — подростки без склонности.

Для того, чтобы установить психологические особенности подростков с аутодеструктивным поведением был проведен сравнительный анализ выраженности факторов личностного опросника Р. Кэттелла между двумя группами. Выявленные различия отражены в таблице 1. В таблице представлены только те факторы, по которым различия между группами были статистически подтверждены.

Таблица 1

Средние значения групп по личностному опроснику Р. Кэттелла и

значимость различий по критерию Манна-Уитни

Факторы

Подростки с выраженной склонностью к аутодеструктивному поведению

Подростки без склонности к аутодеструктивному поведению

Фактор B (вербальный интеллект)

2,78***

7,14

Фактор F (осторожность-легкомыслие)

4,21*

5,64

Фактор J (неврастения, фактор Гамлета)

3,14**

4,85

Фактор O (самоуверенность — склонность к чувству вины)

6,92**

5,42

Фактор Q4 (степень внутреннего напряжения)

7,28**

5,57

Примечание: * — уровень значимости при p ≤ 0,05; ** — уровень значимости при p≤0,01; *** — уровень значимости при p ≤ 0,001

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у подростков, склонных к аутодеструктивному поведению значительно ниже уровень вербального интеллекта, что выражается в низкой способности к систематизации и анализу информации, таким подросткам сложнее дается усвоение материала, овладевание логическими и математическими операциями, они невнимательны, быстро утомляются. Это может привести к неуспеваемости, снижению мотивации и, как результат, к дезадаптации, что может стать предпосылкой к развитию аутодеструктивного поведения. Высокие показатели вербального интеллекта указывают на высокие умственные способности, широкие интеллектуальные интересы.

Подростки с заниженными показателями фактора F отличаются повышенной озабоченностью, беспокойством. Они, как правило, скрытны, подозрительны, что может приводить к адаптационным затруднениям. У подростков без аутодеструктивных тенденций показатели по фактору F выше, что может говорить о жизнерадостности, общительности, энергичности, иногда некоторой беспечности. Подростки группы № 1 демонстрируют низкие показатели по фактору J, из чего можно сделать вывод о том, что они подвержены влиянию группы, проявляют высокий интерес к совместным действиям, принимают общегрупповые нормы, конформны и не критичны. Такие характеристики помогают им приспосабливаться к социуму, но при этом могут выступать фактором риска в случае приобщения к плохим компаниям. Подростки без склонности к аутодеструктивному поведению с фактором J+, наоборот, любят действовать индивидуально, реже ориентируются на коллектив.

По данным таблицам видно, что у аутодеструктивных подростков выше показатели по факторам O и Q4. Они хуже справляются с жизненными трудностями, у них чаще наблюдается подавленное настроение и депрессивные тенденции. Им свойственна озабоченность, тревожность, высокий уровень напряженности, эмоциональная неустойчивость. У них чаще, чем у других может возникать чувство неполноценности и одиночества. В поведении таких подростков преобладает нервное напряжение. Высокие показатели Q4 характеризует общий уровень напряжения в человеке, которая может выражаться в нетерпеливости, раздражительности, постоянном беспокойстве и суетливости. У подростков без склонности к аутодеструктивному поведению низкие значения по этим факторам, что свидетельствует об отсутствии напряжения и излишней тревожности.

В ходе проведения корреляционного анализа были выявлены следующие взаимосвязи: чем выше уровень вербального интеллекта у подростков — тем выше склонность к индивидуализму; чем менее подростки подвержены влиянию группы, тем ниже уровень тревоги и напряжения. С ростом уровня вербального интеллекта, склонность к саморазрушающему поведению уменьшается. Чем выше показатели жизнерадостности и общительности (фактор F) — тем ниже склонность к саморазрушающему поведению; чем выше тревожность и депрессивность — тем выше уровень склонности к саморазрушающему поведению.

В результате проделанной работы наличие взаимосвязи определенных индивидуально-психологических особенностей подростков с аутодеструктивным поведением подтвердилось. Это позволяет сделать вывод о том, что совокупность определенных черт личности может влиять на формирование аутодеструктивных форм поведения.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — СПб.: Издательство «Питер», 2008. — 398 с.
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: ЭКСМО, 2003. — 508 с.
  3. Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: автореферат дис.... доктора психологических наук: 19.00.06. — СПб., 2006. — 49 с.
  4. Ипатов А. В. Личностные детерминанты аутодеструктивного поведения подростков: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.13. — СПб., 2011. — 21 с.
  5. Ипатов А. В. Психология аутодеструктивного поведения подростков: монография. — М.: РУСАЙНС, 2019. — 288 с.
  6. Морозова И. С., Белогая К. Н., Евсеенкова Е. В. К проблеме систематизации теоретических подходов к изучению аутодеструктивного поведения в традиционной и постнеклассической психологии // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — № 8(52). — С. 59–67.
  7. Польская Н. А., Власова Н. В. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — № 4. — С. 176–190.
  8. Польская Н. А., Якубовская Д. К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27. — № 3. — С. 156–174. — DOI: 10.17759/cpp.2019270310.
  9. Рычкова Л. С., Кузнецова М. Н. Обзорная статья. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник Челябинского государственного педагогичского университета. — 2018. — № 4. — С. 172–180. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.82..4..019.
  10. Тормосина Н. Г. Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Ставрополь,2014. — С. 32–50.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
подростковый возраст
аутодеструкция
саморазрушающее поведение
личностные характеристики
Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 317-320):
Часть 5 (стр. 285-351)
Расположение в файле:
стр. 285стр. 317-320стр. 351

Молодой учёный