Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мотивация студентов при выборе профессии психолога

Психология
25.04.2024
609
Поделиться
Библиографическое описание
Олейникова, Е. Е. Мотивация студентов при выборе профессии психолога / Е. Е. Олейникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113313/.


В статье представлены теоретические аспекты исследования по теме профессиональной мотивации студентов. В частности, мотивации быть психологом после завершения учебы в вузе. Отмечено, что студенты-психологи имеют внутренние мотивы, такие как приобретение знаний, овладение профессией, желание разобраться в себе, помогать людям, стремление научиться владеть собой, развитие коммуникативных навыков, приобщение к интересной науке. Проведенный среди студентов опрос позволил выявить наиболее явные причины стать психологом: мотивы выбора профессии «психолог» у студентов-психологов достаточно разнообразны, но в целом связаны с желанием помогать людям и работой с клиентами.

Ключевые слова : мотивация, студенты, мотив, желание, психолог, помощь, профессия.

Мотивация студентов к выбору профессии психолога представляет собой сложный и многогранный вопрос. Выбор этой профессии часто обусловлен желанием помогать людям, совпадением способностей, интересом к профессии и желанием разобраться в себе. Исследование мотивации студентов при выборе профессии психолог актуально не только с точки зрения повышения качества подготовки кадров в данной области, но и с точки зрения психологического благополучия студентов и их успешной адаптации в профессиональной среде.

Мотивация — это внутреннее состояние, которое побуждает человека к действию для достижения определенных целей или удовлетворения определенных потребностей.

Мотивация выбора профессии психолога может быть как сознательной, так и неосознанной. На выбор влияют различные факторы, такие как личные качества человека, жизненный опыт и социальный контекст. На мотивацию выбора профессии психолога также влияют восприятие человеком профессии, понимание роли психолога и ожидания от профессии.

Исследования показали, что мотивация выбора профессии психолога может меняться с течением времени в зависимости от личностного и профессионального развития человека. Например, на ранних этапах университетского образования студентами может быть мотивировано желание учиться и понимать себя, а на более поздних этапах ими может мотивировать желание помочь другим и изменить мир к лучшему.

Так, В. И. Шарагин и В. О. Иванов [2] отмечают, что студенты-психологи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) имеют такие внутренние мотивы, как приобретение знаний и овладение профессией.

И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников [3] выделяют следующие мотивы:

1) желание разобраться в себе;

2) желание помогать людям;

3) стремление научиться владеть собой;

4) развитие коммуникативных навыков;

5) приобщение к интересной науке.

Сходные данные приводит П. Ю. Якимова [4]. При этом студентам факультета «Психология образования» присуща выраженная альтруистическая мотивация (помощь людям) и мотивация самопознания. Г. В. Самойлова [5] предлагает следующую классификацию мотивов профессии психолога: социальные, меркантильные, профессиональные, инфантильные, случайные.

Ряд авторов связывают динамику развития мотивов профессиональной деятельности с ростом степени опытности специалиста, его квалификацией; другие подчеркивают ведущую роль личностных особенностей субъекта труда, что проявляется в изменении степени осознанности побуждений, их субъектной значимости, отношении к труду (Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская, Дж. Сьюпер).

На мотивацию выбора профессии психолога также влияют личный опыт и проблемы человека. Например, студенты, которые сами столкнулись с психологическими проблемами, могут быть более мотивированы стать психологами, чтобы помочь другим, столкнувшимся с аналогичными проблемами.

Исходя из этого целью нашего эмпирического исследования было определение структуры и динамики мотива выбора профессии «психолог». Исследовательскую базу составили студенты-психологи 1–5 курсов Воронежского университета. В качестве метода был выбран социологический опрос по специально разработанной анкете.

В ходе опроса были выявлены следующие результаты:

55 % студентов указали на помощь другим как один из основных мотивов выбора профессии психолога.

60 % студентов считают, что наиболее важным аспектом профессии психолога является работа с клиентами. Исследование человеческого поведения (15 %), участие в психологических исследованиях (15 %) и карьерный рост (10 %) также отмечены как важные аспекты в работе психолога.

40 % студентов уверены, что их мотивы могут измениться в процессе обучения и практики в области психологии. Еще 20 % отметили, что на мотивацию может повлиять рынок труда и изменения в экономической ситуации.

65 % студентов оценивают свою мотивацию к выбору профессии психолога как очень высокую или высокую.

20 % отметили среди важных мотивов именно желание помогать людям, приносить пользу. Около 15 % отметили, что их мотив — стремление понять себя, разобраться в себе. Приобретение знаний (13 %), развитие коммуникативных навыков (8 %) и интерес к науке (12 %) стали другими причинами, на которые указали студенты.

Некоторое количество респондентов указали на то, что в их семье часто обсуждались психологические аспекты жизни и это повлияло на желание обрести специальность, связанную с психологией (18 %).

Из результатов опроса среди студентов-психологов можно сделать аналитический вывод о том, что основными мотивами выбора профессии психолога являются желание помогать другим (55 %) и работа с клиентами (60 %). Однако также важным аспектом в выборе профессии для студентов является возможность участвовать в исследованиях (15 %) и карьерный рост (10 %).

Таким образом, мотивы выбора профессии «психолог» у студентов-психологов достаточно разнообразны, но в целом связаны с желанием помогать людям и стремлением обрести работу с клиентами. Это указывает на гуманные устремления молодежи, на их верные ориентиры в плане профреализации, а также на желание вносить вклад в социум. Стремление работать с клиентами связано с желанием иметь частную практику, высокий доход, профессиональную независимость, и профессиональную репутацию, основанную на обратной связи клиентов.

В заключение можно сказать, что мотивация студентов к выбору профессии психолога представляет собой сложную и многогранную проблему, на которую влияют множество факторов, включая личностные качества, жизненный опыт, социальный контекст, восприятие профессии, личный опыт и проблемы. Понимание этих факторов может помочь лучше поддержать студентов в выборе профессии и гарантировать, что они хорошо подготовлены к трудностям и вознаграждениям карьеры психолога. Понимание мотивообразующих факторов выбора профессии психолога может позволить уже в рамках обучения профессии создать специальные условия для осознания истинной причины прихода в данную профессию и проработки неосознаваемых мотивационных факторов, препятствующих более глубинному пониманию самого себя, своих чувств и психологических защит, а также более объективному и конгруэнтному принятию клиента в будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Тысленко, В. В. Мотив выбора профессии студентами, обучающимися по направлению «Психология» / В. В. Тысленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 201–204. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49389/ (дата обращения: 21.04.2024).
  2. Шарагин В. И., Иванов В. О. Диагностика мотивационной сферы студентов как путь определения психологических проблем мотивации учебной деятельности // Психология обучения. 2018. № 6. С. 14–26.
  3. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М., 2007. 464 с.
  4. Якимова П. Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 110–119.
  5. Самойлова Г. В. Мотивы выбора профессии «психолог» у студентов группы второго высшего образования // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9, № 1. С. 63–66.
  6. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. — М.: Издательство «Наука», 1997.
  7. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев: Радянська школа, 1980. 143 с.
  8. Немов Р. С. Психология в 3-х томах. Т. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 2013. 688 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
мотивация
студенты
мотив
желание
психолог
помощь
профессия
Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 96-98):
Часть 2 (стр. 73-145)
Расположение в файле:
стр. 73стр. 96-98стр. 145

Молодой учёный